Федеральная антимонопольная служба предложила запретить устанавливать неправомерно высокие цены на товары крупными компаниями.

Григорий Сысоев / РИА Новости
По поручению первого вице-премьера Андрея Белоусова были разработаны поправки, запрещающие рост стоимости товаров до 30% в течение не более 60 дней, если такое изменение цены не обусловлено экономическими факторами. Новые правила предусматривают мониторинг цен со стороны ФАС, а также принятие решений на основе информации от Минэкономразвития, пишут «Известия».
Регуляторы считают, что некоторые участники рынка могут намеренно увеличивать цены без экономического обоснования, что становится основной причиной роста стоимости товаров в рознице. ФАС уведомила о возможных штрафах для компаний, игнорирующих предупреждения о необоснованном повышении цен: юридическим лицам грозит штраф до 0,03% от выручки от реализации товара.
Цель законопроекта — оперативное пресечение недобросовестного поведения на рынке При этом меры для предотвращения необоснованного повышения цен будут временными. Предполагается, что закон будет действовать до конца 2024 года. Институт развития предпринимательства и экономики объяснил, что законопроект даст возможность вмешиваться регуляторам в ценообразование товаров массового спроса.
Минпромторг подчеркнул отсутствие замечаний к законопроекту и отметил, что розничные сети транслируют цены производителей на полках, стараясь минимизировать их изменения. Несмотря на два механизма регулирования цен в России, новый закон дополнительно ужесточает контроль над участниками рынка.
Эксперты уже высказали опасения относительно возможности наказания предприятий за действия других участников рынка, подчеркивая необходимость четкости в применении новых норм. Регуляторы проводят анализ цен на основе данных Росстата, отражающих общую динамику рынка, что может представлять сложности при контроле за отдельными компаниями или сетями магазинов, говорят специалисты.