Леонид Гайдай был редким режиссером, который был способен превратить артиста в настоящую суперзвезду. Это не гарантировало ни гонораров, ни новых ролей, но зрительское обожание было обеспечено. Нонна Мордюкова не нуждалась в этом — к моменту их знакомства артистка уже была легендой. Кроме того, отношения актрисы и режиссера были взрывоопасными на съемках «Бриллиантовой руки». Рассказываем, что пошло не так.
Любопытно, что роль Мордюковой в культовой комедии считали избыточной — в Госкино требовали если не убрать, то хотя бы сократить ее время на экране. Позднее сценарист Яков Костюковский особенно гордился тем, что роль артистки сохранили, ведь именно ее реплики стали крылатыми («Все эти годы он маскировался под порядочного человека»).
При этом Гайдай и сам сомневался насчет Мордюковой. Когда артистка проходила кастинг, она впечатлила его меньше остальных претенденток, и видел в ней лишь драматическую героиню. Его переубедила лишь ее яркая, гротескная роль в «Женитьбе Бальзаминова» — купчиха показала себя во всей красе. Не менее важно, что режиссер подумывал отдать роль любопытной управдома собственной жене, Нине Гребешковой.
Несмотря на сомнения, Гайдай все же утвердил Мордюкову в фильме — и горько пожалел. Между ними сверкали искры, режиссер мгновенно выходил из себя, а Мордюкова и не думала сглаживать конфликты. По воспоминаниями Гайдая, Нонна норовила подсказать, кому как играть и даже как жить. Кроме того, у нее постоянно возникали конфликты с Андреем Мироновым.
И все же яркий характер и харизма Мордюковой добавили фильму той энергии, за которую его полюбили зрители. Гайдай не мог этого не признавать.
Интересный факт: за весь фильм фамилия героини не звучит ни разу. Лишь самые внимательные зрители могут заметить ее в финальном эпизоде.
После того, как Варвара Сергеевна повесила на доске объявлений плакат с именем «общественного обвинителя», можно заметить, что ее фамилия — Плющ. Восхищался ли Гайдай артисткой, или не мог ее выносить, но подкол в ее сторону остался в истории кино.