Средняя цена российской нефти Urals за период с 15 декабря по 14 января составила 46,82 долларов за бочку, подсчитал российский Минфин. Это на 35 долларов ниже цены эталонного сорта Brent. Такое сильное снижение, которое может ударить по бюджету страны, уже беспокоит российские власти. Президент Владимир Путин даже поручил вице-премьеру Александру Новаку подготовить предложения о том, как сократить дисконт в российской нефти, чтобы скидки не создавали «никаких проблем бюджету». Но как этого можно добиться?

Дисконт, стой, раз — два!
На совещании Владимира Путина с членами кабинета министров 11 января Александр Новак отметил, что главная проблема нефтяной отрасли — большой дисконт стоимости российской Urals по отношению к эталону Brent.
По словам вице-премьера, дисконт связан с сильно увеличившейся ценой фрахта танкеров из-за опасений перевозчиков относительно введения вторичных санкции со стороны Запада.
Новак считает, что это временная ситуация, и дисконт должен уменьшиться, как это было в 2022 года. Тогда весной дисконт заметно увеличился, но потом снизился вдвое. Но президент, тем не менее, поручил вице-премьеру подготовить доклад о предпринятых мерах по снижению разницы в ценах.
Ударим по ценам объемами
Эксперты предлагают несколько путей решения этой проблемы. Можно сократить экспорт российской нефти на 500 — 700 тысяч баррелей в день, что поднимет котировки Brent до уровней 80—85 долларов за баррель, говорят аналитики. Такое движение цены вместе с выравниванием стоимости Urals было бы идеальным для России. Но тут многое зависит от конъюнктуры мирового рынка и динамики объемов экспорта и добычи в российской «нефтянке».
Однако снижение добычи нефти чревато дополнительными финансовыми потерями отрасли, считают отраслевые эксперты. Нефтяники, и не только в России, неохотно идут на снижение добычи, это связано с технологическими проблемами временного закрытия скважин.
Более того, по данным Bloomberg поставки российской нефти морем в начале января достигли максимальных значений с апреля 2022 года. Экспорт вырос на 876 тысяч баррелей в сутки до 3.8 млн. То есть Россия не только не сокращает поставки, а, наоборот, увеличивает их, стараясь компенсировать падение цен ростом объемов экспорта. Это также косвенно говорит о том, что Москва не готова идти на столкновение с Китаем и Индией – главными покупателям российской нефти — из-за величины дисконта.
Все наладится, переменится?
Нельзя исключать, что в будущем дисконт в ценах может снизиться и без каких-то решительных действий со стороны России. Сейчас ключевой проблемой для российских экспортеров и обслуживающих их компаний является неопределенность ситуации с потолком цен на нефть, введенными странами Запада в 2022 году.
Решение по потолку цен принималось в спешке, и в итоге непонятно, будут ли и, если будут, то как, применяться вторичные санкции. В итоге многие перевозчики в конце 2022 и начале 2023 года, вероятно, не хотели работать с российскими экспортерами, несмотря на то, что цены на Urals в портах отгрузки не превышали потолок.
Вероятно, что ситуация с санкционными режимами ЕС, США и G7 все же как — то прояснится и часть транспортных компаний возобновит работу с российской нефтью. Если предложение будет расти, то уже весной ставки фрахта могут снизиться. А также упадут гигантские наценки, которые берут за реэкспорт российской нефти иностранные трейдеры, полагают эксперты. В итоге разница цен между Urals к Brent может упасть до 20 долларов за баррель.