ЦБ: потребительские настроения россиян резко изменились

В конце сентября 2022 года, на фоне начала частичной мобилизации, потребительские настроения россиян заментно изменились. Об этом пишут аналитики ЦБ в бюллетене  «О чем говорят тренды».

Граждане стали больше экономить на повседневных вещах и частично отказываться от необязательных трат, например, развлечений или поездок такси, отмечает регулятор. В целом на сберегательную модель поведения россияне переключились в первой половине 2022 года. Переход в «режим экономии» произошел на фоне падения реальных располагаемых доходов, ухудшения потребительских настроений и нарастания неопределенности после обострения геополитического кризиса, объяснили эксперты.

В ЦБ указали, что частичная мобилизация «в условиях низкой безработицы создает новые вызовы для производственных процессов и поддержания объемов выпуска, особенно в сегменте МСП, и негативно сказывается на потребительской и предпринимательской уверенности». Именно спадом потребления в России многие аналитики объясняют аномальную дефляцию, которая сохранется уже несколько месяцев.