«Студент» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

«Студент» — это прекрасный рассказ Антона Павловича Чехова, который был написан и опубликован в 1894 году.

«Студент» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

Сам Чехов часто подчеркивал, что это его любимое произведение, которым он опровергал мнение, что он писатель-пессимист. И.А. Бунин, вспоминая о Чехове, цитировал его слова:

— А какой я нытик? Какой я «хмурый человек», какая я «холодная кровь», как называют меня критики? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ — «Студент».

Содержание

Кратчайшее изложение

Студент духовной академии Иван Великопольский возвращается с охоты в вечер Страстной пятницы, за два дня до Пасхи. У костра он рассказывает двум женщинам о том, что, вероятно, такая же холодная ночь была 19 веков назад, когда апостол Петр отрекся от Христа. Одна из женщин плачет от его трогательной истории. В этот момент Иван глубоко осознает связь между прошлым и настоящим, и ему становится радостно. Он видит жизнь прекрасной и полной смысла.

Полный текст и аудиоверсия

Полный текст рассказа «Студент» доступен в «Викитеке».

Аудиовалюту можно бесплатно прослушать на YouTube:

Краткое содержание

Вечер Страстной пятницы, ранняя весна. Иван Великопольский, сын дьячка и студент духовной академии, возвращается домой с охоты. Ему морозно и темно.

Студент думает, что ветер дул так же и во времена князя Рюрика и Петра Великого, когда тоже царили голод и бедность. Он выходит к костру, где отдыхают две вдовы — старуха Василиса и её дочь Лукерья, и здоровается с ними.

Студент рассказывает, что по ту сторону костра также сидел апостол Петр в ту ночь, когда Иисус Христос был арестован. Он размышляет о чувствах Петра в ту страшную ночь, когда тот трижды отрекся от своего учителя.

Слушая студента, Василиса начинает плакать. Студент уходит, и его захлестывает морозный ветер, а мысли о слезах женщин ведут его к осознанию, что, значит, события той ночи связаны с ней, а значит, и с каждым живущим сегодня. Он чувствует глубокую связь времени и вдруг наполняется радостью. Он понимает, что однажды, прикоснувшись к этой цепи, увидел, как дрогнул её другой конец.

С течением веков остаются лишь правда и красота. Для 22-летнего Ивана мир кажется удивительным и полным высоким смыслом.

Иллюстрация Ивана Симакова

Анализ и смысл произведения

«Студент» является частью позднего, зрелого творчества Чехова. Этот короткий рассказ наполнен загадкой и глубокими религиозно-философскими смыслами. Чехов в этом произведении отвечает на экзистенциальный вопрос об одиночестве и смысле человеческого существования.

Рассказ уникален в своем роде. Антон Павлович Чехов вряд ли интересовался библейскими и мифологическими сюжетами, как отмечает литературовед А.П. Чудаков в своей книге «Поэтика Чехова». В творении удивительно соединяются повседневность и возвышенность, библейское — возвращение студента с охоты и мысли о неразрывности времени и смысле жизни.

Элементы антуража — костер, холод, ночь — эмоционально значимы не меньше, чем сами слова, мысли и действия персонажей, подчеркивает ученый. Чехов показывает, как природа и человеческая душа переплетаются: «человек оприрожен, природа — очеловечена», поясняет Чудаков.

Известно, что стиль Чехова ближе к «библейскому», полагает Александр Чудаков: «Сочетание бытового и высокодуховного является теми чертами поэтики, к которым стремился Чехов».

Композиторно рассказ напоминает лирическое стихотворение с его повторяющимися темами и символами. Изначально главный герой чувствует связь времен через холодный ветер и размышления о бедности, но к концу рассказа его восприятие меняется: он видит эту же связь как красоту жизни, наполненной смыслом. Этот оптимизм, согласно Чехову, перевешивает пессимизм, присущий множеству его других произведений.

  • Другие новости