Истребитель Су-75 Checkmate: что необычного в самолёте, показанном Путину

Ввод в мир новых технологий

Государственная корпорация «Ростех» 20 июля на открытии авиационно-космического салона МАКС-2021 впервые продемонстрировала модель нового однодвигательного истребителя от компании «Сухой» — лёгкого тактического самолёта (ЛТС) пятого поколения Су-75, получившего звучное название Checkmate (в переводе с английского — «шах и мат»).

Истребитель Су-75 Checkmate: что необычного в самолёте, показанном Путину

Глава Ростеха Сергей Чемезов и гендиректор Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), в состав которой входит компания «Сухой», Юрий Слюсарь представили новый истребитель президенту России Владимиру Путину.

Интрига и утечки в СМИ

Уже до официального показа интерес к лёгкому истребителю нового поколения подогревался утечками в прессу. Для сохранения интриги «Ростех» и ОАК сообщили, что покажут «принципиально новый военный самолёт», затем опубликовали тизер презентации, и вскоре позволили сфотографировать макет под чехлом.

Однако всего за несколько дней до презентации в сеть попали фото и видео самого макета.

Сергей Чемезов упоминал о разработке лёгкого однодвигательного истребителя пятого поколения еще в декабре 2020 года. Тогда же корреспондент РБК незаметно сфотографировал носовую часть модели самолёта на столе у вице-премьера Юрия Борисова.

Презентация для Путина

Демонстрация макета нового истребителя Checkmate стала кульминацией первого дня авиасалона МАКС.

Фото: Reuters

На входе в выставочный павильон даже возникла очередь журналистов, как сообщает корреспондент Русской службы BBC Павел Аксёнов.

Фото: kremlin.ru/

Презентация была эффектной: вокруг прототипа на четырех экранах показывали сцены из воображаемой боевой жизни истребителя с использованием современного ПО. Путину во время осмотра модели сообщили, что истребитель оснащён интеллектуальной системой, которая «разгружает пилота от рутинных задач», а также может быть представлен в различных модификациях, включая беспилотные версии и варианты с одним или двумя местами.

Эксперт объяснил, что показанная Путину модель — это не законченный макет, но и не летный образец. На ней отрабатываются различные системы и агрегаты. Даже если говорится о начальном макете, такая работа обойдётся в десятки миллиардов рублей, отметил Михаил Барабанов из Центра анализа стратегий и технологий.

Фото: Reuters

Характеристики и стоимость истребителя

Название истребителя Checkmate, взятое из шахматной терминологии, символизирует философию проекта, пояснил Чемезов. По его словам, это название отражает легкость и маневренность самолета, делающего неожиданные ходы в бою.

Максимальная боевая нагрузка Checkmate составляет 7400 килограммов, дальность полета без дополнительных баков — 2900 километров. Эти характеристики довольно высоки для легких однодвигательных самолетов, отметил Чемезов.

Также среди других особенностей самолета можно выделить низкую заметность, современный комплекс радиоэлектронной борьбы и радар с активной фазированной антенной решеткой.

Checkmate способен нести до пяти ракет воздух-воздух в малозаметной конфигурации и другие виды авиационных средств поражения.

Фото: Reuters

Лёгкий тактический самолёт Checkmate завоевывает интерес благодаря своей конструкции, разработанной с учетом экспортных потребностей, что делает его ориентированным на международный рынок.

Проект был построен с модульным принципом, который обеспечивает легкую адаптацию под заказчика. «Он имеет открытую архитектуру и легко конфигурируется в различных комплектациях в соответствии с пожеланиями клиентов», — отметил Чемезов.

Уже разрабатывается беспилотная версия и вариант для морского базирования. Сам истребитель может служить платформой для группы беспилотников.

Фото: Reuters

Системы управления, вооружения и двигателя для Checkmate были разработаны на основе существующих технологий с истребителя Су-57, что должно снизить затраты на его разработку. «Ростех» надеется предложить Checkmate по цене 25–30 миллионов долларов, что значительно ниже аналогов, таких как французский Dassault Rafale и шведский Saab Gripen, стоимость которых составляет 60–90 миллионов долларов.

Также предусмотрена автоматизированная система логистической поддержки «Матрешка», которая должна помочь снизить затраты на обслуживание истребителя. Она позволит точно планировать техническое обслуживание и организовать обучение персонала.

Фото: Reuters

Стоимость часового полета также впечатляет; она предполагается в шесть-семь раз ниже, чем у F-35, что уже привлекает внимание иностранных клиентов. «Стоимость часа полета F-35 составляет 33–35 тысяч долларов; у Gripen — 4,5–8 тысяч долларов», — рассказали разработчики.

Фото: Reuters

Направления поставок

Истребитель был спроектирован за рекордный срок — чуть более года. Первый полет планируется в 2023 году, а строительство опытной партии — в 2024–2025 годах. Заключение первого экспортного контракта запланировано на 2026 год. «Ростех» надеется поставить 300 истребителей в течение 15 лет.

Среди потенциальных заказчиков отмечаются страны Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки, а также Министерство обороны РФ.

Примеры возможных клиентов включают Вьетнам, арабские страны и Индию, хотя Аргентину, упомянутую в тизере, вряд ли можно рассматривать, учитывая её финансовые трудности.

В отечественной авиапромышленности не было случаев создания современного истребителя, полностью ориентированного на экспорт, что делает проект уникальным. Тем не менее, Минобороны могло бы заинтересоваться глубокими модификациями Checkmate, как это было с другими истребителями, такими как Су-35 и МиГ-29.

Фото: Reuters

  • Другие новости