Ввод в мир новых технологий
Государственная корпорация «Ростех» 20 июля на открытии авиационно-космического салона МАКС-2021 впервые продемонстрировала модель нового однодвигательного истребителя от компании «Сухой» — лёгкого тактического самолёта (ЛТС) пятого поколения Су-75, получившего звучное название Checkmate (в переводе с английского — «шах и мат»).

Глава Ростеха Сергей Чемезов и гендиректор Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), в состав которой входит компания «Сухой», Юрий Слюсарь представили новый истребитель президенту России Владимиру Путину.
Интрига и утечки в СМИ
Уже до официального показа интерес к лёгкому истребителю нового поколения подогревался утечками в прессу. Для сохранения интриги «Ростех» и ОАК сообщили, что покажут «принципиально новый военный самолёт», затем опубликовали тизер презентации, и вскоре позволили сфотографировать макет под чехлом.
Однако всего за несколько дней до презентации в сеть попали фото и видео самого макета.
Сергей Чемезов упоминал о разработке лёгкого однодвигательного истребителя пятого поколения еще в декабре 2020 года. Тогда же корреспондент РБК незаметно сфотографировал носовую часть модели самолёта на столе у вице-премьера Юрия Борисова.
Презентация для Путина
Демонстрация макета нового истребителя Checkmate стала кульминацией первого дня авиасалона МАКС.
Фото: Reuters
На входе в выставочный павильон даже возникла очередь журналистов, как сообщает корреспондент Русской службы BBC Павел Аксёнов.
Фото: kremlin.ru/
Презентация была эффектной: вокруг прототипа на четырех экранах показывали сцены из воображаемой боевой жизни истребителя с использованием современного ПО. Путину во время осмотра модели сообщили, что истребитель оснащён интеллектуальной системой, которая «разгружает пилота от рутинных задач», а также может быть представлен в различных модификациях, включая беспилотные версии и варианты с одним или двумя местами.
Эксперт объяснил, что показанная Путину модель — это не законченный макет, но и не летный образец. На ней отрабатываются различные системы и агрегаты. Даже если говорится о начальном макете, такая работа обойдётся в десятки миллиардов рублей, отметил Михаил Барабанов из Центра анализа стратегий и технологий.
Фото: Reuters
Характеристики и стоимость истребителя
Название истребителя Checkmate, взятое из шахматной терминологии, символизирует философию проекта, пояснил Чемезов. По его словам, это название отражает легкость и маневренность самолета, делающего неожиданные ходы в бою.
Максимальная боевая нагрузка Checkmate составляет 7400 килограммов, дальность полета без дополнительных баков — 2900 километров. Эти характеристики довольно высоки для легких однодвигательных самолетов, отметил Чемезов.
Также среди других особенностей самолета можно выделить низкую заметность, современный комплекс радиоэлектронной борьбы и радар с активной фазированной антенной решеткой.
Checkmate способен нести до пяти ракет воздух-воздух в малозаметной конфигурации и другие виды авиационных средств поражения.
Фото: Reuters
Лёгкий тактический самолёт Checkmate завоевывает интерес благодаря своей конструкции, разработанной с учетом экспортных потребностей, что делает его ориентированным на международный рынок.
Проект был построен с модульным принципом, который обеспечивает легкую адаптацию под заказчика. «Он имеет открытую архитектуру и легко конфигурируется в различных комплектациях в соответствии с пожеланиями клиентов», — отметил Чемезов.
Уже разрабатывается беспилотная версия и вариант для морского базирования. Сам истребитель может служить платформой для группы беспилотников.
Фото: Reuters
Системы управления, вооружения и двигателя для Checkmate были разработаны на основе существующих технологий с истребителя Су-57, что должно снизить затраты на его разработку. «Ростех» надеется предложить Checkmate по цене 25–30 миллионов долларов, что значительно ниже аналогов, таких как французский Dassault Rafale и шведский Saab Gripen, стоимость которых составляет 60–90 миллионов долларов.
Также предусмотрена автоматизированная система логистической поддержки «Матрешка», которая должна помочь снизить затраты на обслуживание истребителя. Она позволит точно планировать техническое обслуживание и организовать обучение персонала.
Фото: Reuters
Стоимость часового полета также впечатляет; она предполагается в шесть-семь раз ниже, чем у F-35, что уже привлекает внимание иностранных клиентов. «Стоимость часа полета F-35 составляет 33–35 тысяч долларов; у Gripen — 4,5–8 тысяч долларов», — рассказали разработчики.
Фото: Reuters
Направления поставок
Истребитель был спроектирован за рекордный срок — чуть более года. Первый полет планируется в 2023 году, а строительство опытной партии — в 2024–2025 годах. Заключение первого экспортного контракта запланировано на 2026 год. «Ростех» надеется поставить 300 истребителей в течение 15 лет.
Среди потенциальных заказчиков отмечаются страны Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки, а также Министерство обороны РФ.
Примеры возможных клиентов включают Вьетнам, арабские страны и Индию, хотя Аргентину, упомянутую в тизере, вряд ли можно рассматривать, учитывая её финансовые трудности.
В отечественной авиапромышленности не было случаев создания современного истребителя, полностью ориентированного на экспорт, что делает проект уникальным. Тем не менее, Минобороны могло бы заинтересоваться глубокими модификациями Checkmate, как это было с другими истребителями, такими как Су-35 и МиГ-29.
Фото: Reuters