Александр Стефанович: брак и разрыв с Пугачёвой, любовь и смерть режиссёра

Александр Стефанович — советский и российский режиссёр, бывший муж певицы Аллы Пугачёвой. AllDaily рассказывает о его биографии, карьере и отношениях с Примадонной.

Александр Стефанович: брак и разрыв с Пугачёвой, любовь и смерть режиссёра

«Все девочки будут наши»

Александр Стефанович родился 13 декабря 1944 года в Ленинграде (сейчас — Санкт-Петербург).

«Мой отец был главным редактором молодёжной газеты, мама была инженером, — рассказывал Александр, — Я же сам в детстве увлекался спортом, прыжками в высоту. Был в школе олимпийского резерва. Выигрывал чемпионаты района, города и так далее, имел вполне серьёзные перспективы».

Александр Стефанович в детстве. Кадр ТВЦ

Всё изменилось, когда в 13 лет Александр подружился со своим ровесником, будущим режиссёром Сергеем Соловьёвым. Тот был большим поклонником искусства, втянув в своё увлечение и Стефановича:

«Он сказал: “Твой спорт — это фигня. Надо заниматься кино. Стать режиссёром”. Я спросил: “А почему, собственно?”. Он и отвечает: “Во-первых, сидишь в кресле, тебя все слушают. А потом — все девочки будут наши”. И для 13-летнего пацана это решило вопрос».

Александр мгновенно бросил спорт, не обращая внимание на расстройство тренера (тот даже приходил домой к его родителям уговаривать не прекращать занятия).

Ради нового увлечения оба юноши бросили школу в 8-м классе, поступили в вечернюю школу рабочей молодёжи и попутно устроились на ленинградское телевидение. Соловьёв был экспедитором, возил пленку, а Стефанович получил должность постановщика — по сути, подсобного рабочего сценического павильона. Однако в пропуске молодой человек самовольно дописал — «режиссёр-постановщик».

Телевидение и рецензия в «Нью-Йорк таймс»

Подобная нацеленность на результат не могла не принести успеха — в 1969 году Александр окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Ещё в 1967-м он отметился одним из первых в истории СССР фильмов-интервью — «Все мои сыновья», получившим главный приз на III Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов.

В 1970-м Стефанович снял ещё один фильм-интервью — «Один час с Козинцевым», где несколько кинодеятелей (например, Эльдар Рязанов) высказывались о творчестве режиссёра Григория Козинцева.

Помимо интенсивной работы на телевидении Александр Стефанович снимал и художественные фильмы, самым известным из которых стала лента 1979 года «Пена» — сатирическая комедия, обличающая нравы советской чиновничьей и научной номенклатуры. Картина даже была упомянута в США, в газете «Нью-Йорк таймс»:

«Эта едкая киносатира на коррупцию и привилегии советских высокопоставленных кругов выгодно отличается от заурядной советской пропаганды и режет мясо близко к костям».

Фрагмент постера

От Ротару до Макаревича

В своей работе Стефанович очень тесно соприкасался с музыкальной эстрадой. В 1977 году он снял короткометражный фильм «Диск», посвящённый творчеству группы «Песняры».

В 1981-м режиссёр создал свой самый популярный художественный фильм — мюзикл «Душа», главную роль в котором сыграла певица София Ротару.

Постер фильма

Стефанович рассказывал, что у него есть дневник, куда он самых ярких своих знакомых просил записывать какие-то отметки. София Ротару вклеила туда свой ноготь, подписав: «Это коготь Софии Ротару».

Роспись Софии Ротару в дневнике Стефановича. Кадр ТВЦ

В 1985-м Стефанович снял ещё один подобный фильм — «Начни сначала». В нём главную роль сыграл Андрей Макаревич.

Фрагмент постера

Конец 1980-х режиссёр посвятил исследованию жанра бардовской песни: он выпустил документальные фильмы «Два часа с бардами» (1987) и «Барды» (1988).

Александр Стефанович и Алла Пугачёва

На фоне этой близости к музыкальной эстраде Александр Стефанович и познакомился с Аллой Пугачёвой. К тому времени режиссёр был уже разведён — с 1968 по 1974 год он состоял в браке с актрисой Наталией Богуновой.

Александр Стефанович и Наталия Богунова. Фото — личный архив

«К сожалению, у нас с ней жизнь не сложилась. Всему виной была наша с Наташей занятость: я ездил по стране с киноэкспедициями, она много снималась и тоже редко бывала дома. Хорошей семейной жизни это не способствовало. Мы часто ссорились, расставались и разъезжались, а потом мирились и съезжались снова», — рассказывал Стефанович.

Знакомство с Аллой Пугачёвой произошло в 1976 году.

«Нас с Аллой познакомил мой друг Леонид Дербенёв, великий поэт-песенник, — вспоминал режиссёр. — Однажды позвонил и сказал: ”Быстро приезжай ко мне домой, у меня сидит одна деваха, талантливая, но всё у неё идёт как-то наперекосяк. Нужно ей помочь в жизни, выстроить кое-что. Ты, я знаю, помогать красивым девушкам любишь”».

Красавицей Пугачёву Стефанович не счёл, но тем не менее заинтересовался, пригласил в ресторан и попросил расписаться в своём дневнике:

«На столе лежал нож, она разрезала палец, выдавила кровь и написала: “Это кровь Аллы Пугачёвой. Определите на досуге мою “группу”, потому как петь это моё “кровное дело”».

Вскоре после этого у пары начался роман — Александр отмечал, что во время этих отношений сильно повлиял на творческий путь Аллы Пугачёвой:

«Это была больше работа режиссёра с актрисой. Я придумывал, как можно обыгрывать реквизит. Микрофон в руке может быть то факелом, то рюмкой. Подтянул Славу Зайцева. Сначала Марина Левикова делала Алле костюмы, такие балахоны-трансформеры. А потом Зайцев нам помог в этом деле».

Александр Стефанович и Алла Пугачёва. Фото — личный архив

Пара поженилась в 1977-м и прожила вместе четыре года. Причиной развода певица указывала измены режиссёра, тот же всё отрицал, обвиняя Пугачёву в затаённой обиде и нежелании помогать ему в конфликте с властями.

«Думал, будем вместе и в горе, и в радости, но ”в горе” — не вышло. Помню, во время нашего развода судья спросила: “Это, может быть, легкомысленное решение, вам нужно подумать. Даю вам три месяца. Должны быть серьёзные основания для того, чтобы я вас развела”. Алла тогда вспылила: “Какие основания? Он надо мной издевался! Он меня худеть заставлял”. Судья ухмыльнулась: “Мне бы такого мужа”.

Всё время заставлял Аллу работать над собой.У кого-то конституция такая, как у Сони Ротару, а кто-то должен держать себя в форме».

Сама Пугачёва отрицала, что Стефанович сыграл в её карьере сколько-нибудь определяющую роль:

«Надо отдать ему должное, с ним я развивалась, много читала. Но он только про меня и говорит. Мол, он сделал из меня звезду, певицу. Я не буду его опровергать, пусть это останется на его совести. Он, видимо, забыл или не хочет просто вспоминать, что я уже была известной певицей (в 1976-м Пугачёва прогремела на весь союз с песней “Арлекино”).

Если он такой мастер, то почему же он тогда ещё одну такую певицу не сделал? Кто ему мешает? Бог с ним. Он человек умный, расчётливый — что ему надо было, он с меня поимел».

После развода с Пугачёвой в 1981-м Стефанович больше не женился. Слухи связывали его с разными женщинами, в конце 1980-х режиссёр встречался с Юлией Лемиговой — вице-мисс СССР 1990 года, которая в 2014 году заключила брак с теннисисткой Мартиной Навратиловой.

Александр Стефанович и Юлия Лемигова. Фото — соцсети

Детей у Александра Стефановича нет.

Коронавирус и смерть

13 июля 2021 года Александр Стефанович скончался от осложнений коронавирусной инфекции. Режиссёр неделю лечился дома, но в итоге был вынужден лечь в госпиталь — при этом, уже будучи в больнице, отрицал у себя ковид.

По ходу лечения трагического итога не прогнозировали: врачи оценивали состояние Стефановича как среднетяжёлое, лёгкие были поражены примерно на 50%. Друг режиссёра, музыкант Лука Сафронов рассказал: «Ему становилось лучше. Он ещё говорил, но ему было тяжело дышать. Но вот, оказалось, что организм не выдержал».

При этом Сафронов отмечал, что Стефанович предвидел трагический финал:

«Он понимал, что едет в больницу, но ехал туда не с самыми лучшими мыслями. К сожалению, он предчувствовал. Мы сделали всё, что могли. Наверное, для нас это будет одной из самых больших потерь».

  • Другие новости