Как пишется «якобы»: слитно или раздельно? Правило и примеры

Якобы — это союз, который обозначает «будто бы», «как будто» или «как утверждается». Он подходит как для простых, так и для сложноподчинённых предложений, особенно при соединении с придаточной частью: данный союз указывает на сомнительность некоторых сведений, что позволяет автору подчеркнуть свою ответственность за достоверность изложенного.

  • Он утверждал, что якобы приехал из Америки.
  • Вася говорит, якобы я во всём виноват, а это неправда!
  • Она сообщила это якобы в шутку, но все всё поняли.
  • Монахи и вино пьют, и с женщинами усердно путаются; кои помоложе, те на выселки ночами бегают, к старшим женщины ходят в кельи, якобы полы мыть. (Максим Горький. «Исповедь»)
  • И не думай о моём якобы равнодушии ― я звал вас сюда всё время. (Михаил Зощенко)
  • Сталин свалил неудачу наступления на бывшего военрука Снесарева, от которого он якобы получил совершенно расстроенное наследие. (Рой Медведев)

«Якобы»: слитно или раздельно?

«Якобы» — неизменяемый союз, который всегда пишется слитно. Другие варианты написания («яко бы», «яко-бы») недопустимы.

Это слово возникло как слияние союза «яко» («будто», «как») и частицы «бы». Однако в современном русском языке это слово используется как единый союз — аналогично союзу «чтобы».

«Якобы». Примеры из русской литературы

Владелец двух якобы пропавших рублей роется в его кошельке, двух целковиков, понятно, не находит и отдаёт кошелёк обратно. (В. М. Дорошевич. «Сахалин»)

И старуха отстаёт от меня и скрывается в кладовой, якобы чем-то озабоченная. (И. А. Бунин. «Золотое дно»)

Более того, один московский врун рассказывал, что якобы вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из «Горя от ума» этой самой тётке, раскинувшейся на софе… (М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)

До нашего сведения коварные доходят слухи, якобы ты учиняешь жестокую расправу над пленными красноармейцами. (М. А. Шолохов. «Тихий Дон»)

Он у меня сорок рублей взял, якобы на подарок, и не отдал. (Вениамин Каверин. «Два капитана»)

Легендарный факт съедения Антоновым в мистических целях своей собаки, предварительно якобы загримированной под Пушкина, никак не документирован. (Виктор Пелевин. «Мардонги»)