Поэма Блока «Двенадцать». Краткое содержание и анализ

«Двенадцать» — это знаковая поэма Александра Блока, созданная в 1918 году. В ней описывается, как красногвардейский патруль из 12 человек на улицах Петрограда уничтожает бывшую возлюбленную одного из своих солдат. В конце поэмы перед отрядом символично движется Иисус Христос, держащий красный флаг.

Полный текст и аудиокнига

Полный текст поэмы Блока «Двенадцать» можно найти в «Викитеке».

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Краткое содержание

Зимний вечер в бурном Петрограде, ветер и снег. По улице движутся двенадцать революционеров с винтовками — красногвардейский патруль.

Иллюстрация Юрия Анненкова

Бойцы обсуждают Ваньку, который «был наш, а стал солдат» и теперь находится в компании Катьки. Петруха, один из красногвардейцев, питает к ней чувства.

Иллюстрация Юрия Анненкова

Ванька с Катькой на извозчике сталкиваются с патрулем. Красногвардейцы открывают стрельбу. Извозчик с солдатом Ванькой успевают сбежать, а тело погибшей девушки остаётся лежать в снегу.

Иллюстрация Юрия Анненкова

Двенадцать красногвардейцев продолжают свой путь. Петруха, убивший Катьку, огорчается: «Эту девку я любил». Товарищи подбадривают его: «Что ты, Петька, баба, что ль?»

Иллюстрация Юрия Анненкова

Снежная буря разгорается, и патруль движется вдоль улицы, за ними следует голодный, оборванный пес. Красногвардейцы замечают тень впереди и кричат: «Выходи, стрелять начнём!». Но никто не отвечает.

Идут дальше, за ними бродит уличный пес, а впереди несётся Иисус Христос «с кровавым флагом» и «в белом венчике из роз».

Анализ и восприятие поэмы

Тематика поэмы — революция. В 1917 году Блок был пленён революционной романтикой, призывал «слышать музыку революции». В «Двенадцати» слышны именно эти музыкальные ноты: иногда загадочные, а иногда пугающие, но в то же время манящие.

Герои поэмы — красногвардейцы, показанные не как героические личности, а скорее как уголовные элементы. Их речь и поведение больше напоминает преступников, чем «рыцарей революции». И их действия показывают их в свете убийц: кульминацией поэмы становится момент, когда патруль безжалостно расстреливает девушку. Эпилог, где Христос шагает с красным знаменем, выглядит на этом фоне как что-то странное и загадочное.

«Сегодня я — гений», — записал Блок, завершив «Двенадцать». Тем не менее, его современники не разделили эту точку зрения и осудили поэму как восхваление жестокости большевиков. Иван Бунин, например, назвал «Двенадцать» патологическим кощунством: «Какой-то сладкий Иисусик, пляшущий (с кровавым флагом, а вместе с тем в белом венчике из роз) впереди этих скотов, грабителей и убийц».

Впрочем, «Двенадцать» нельзя назвать гимном революции. Поэма лишена героизма, пафоса и положительных персонажей. Стиль произведения — ироничный. По мнению критика Виктора Шкловского, он напоминает «частушки» и даже «блатную» поэзию. Это никак не ассоциируется с пропагандой революционных идей или оправданием красного террора.

Сам Блок позже объяснял, что «Двенадцать» — это не политическое произведение, и признал, что появление Христа в конце поэмы ставит его в недоумение. «Мне тоже не нравится конец “Двенадцати”. Я хотел бы, чтобы этот конец был другим. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос», — цитировал поэта Корней Чуковский.

«Двенадцать» — это парадоксальная поэма. Пытаясь понять революцию, Блок не прославляет и не осуждает её, а передает это через сочетание юмора и ужаса.

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!

Как понимать эти строки — как злую насмешку или как искреннюю революционную романтику — решает каждый читатель индивидуально. Вероятнее всего, такие трактовки — упрощение. Сам Блок утверждал: «Те, кто видит в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги или друзья моей поэмы».

Иллюстрация С. Юткевича

  • Другие новости