«Тринадцатый подвиг Геракла» — это рассказ известного советского писателя Фазиля Искандера, впервые опубликованный в 1964 году. Главный герой — школьный учитель Харлампий Диогенович, который с помощью юмора помогает своим ученикам стать лучше, высмеивая их недостатки и лень.
Содержание
-
Полный текст и аудиокнига
-
Краткое содержание
-
План рассказа
-
Главные герои рассказа и их характеристика
-
Харлампий Диогенович
-
Мальчик-рассказчик
-
Полный текст и аудиокнига
Полный текст рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла».
Аудиоверсия доступна также на YouTube.
Краткое содержание
Когда рассказчик был в пятом классе, его математикой преподавал грек Харлампий Диогенович. Уроки с ним проходили тихо, несмотря на то, что он не кричал и не звал родителей. Учитель умело высмеивал лентяев и нарушителей порядка, заставляя их чувствовать себя неловко, после чего они старались стать лучше.
К примеру, когда кто-то опаздывал на урок, он мог церемонно сказать: «Принц Уэльский», после чего весь класс начинал смеяться. А тот, кто оказался в центре шутки, стремился изменить свое поведение.
Однажды и сам рассказчик оказался в затруднительном положении, не сделав домашнее задание и предпочтя поиграть в футбол. Опасаясь быть вызванным к доске, он ухитрился разговориться с доктором и медсестрой, искателями пятого «А», и обманул их, сказав, что у них будет урок в музее.
Однако урок математики был прерван, и медики стали делать уколы. В классе возникла паника, и один из учеников чуть не потерял сознание. Рассказчик, в отличие от них, чувствовал себя уверенно, ведь ранее он уже перенёс множество прививок.
После прививок учитель начал рассказывать поучительную историю о двенадцати подвигах Геракла, а потом сказал, что один смельчак решил совершить тринадцатый подвиг, но его действия были продиктованы скорее трусостью.
После этого Харлампий Диогенович вызвал рассказчика к доске, и тот, пытаясь произнести: «Артиллерийский снаряд…», не знал, что сказать дальше. Учитель с юмором подметил: «Вы что, проглотили артиллерийский снаряд?» На что мальчик ответил: «Да», что удивило учителя и рассмешило класс.
С этого момента главный герой стал серьезней относиться к учебе и осознал, что никто не хочет выглядеть смешно. Однако с этим страхом не стоит бороться, и важно иметь здоровое чувство юмора относительно себя. Он остался благодарен Харлампию Диогеновичу за то, что тот научил учеников видеть смешное в себе и окружающих.
План рассказа
1. Харлампий Диогенович и его метод преподавания.
2. Нерешенная задача.
3. Неожиданный визит медиков.
4. Урок прививок в классе.
5. Вызов к доске.
6. Урок, который запомнится на всю жизнь.
Главные герои рассказа и их характеристика
Харлампий Диогенович
Учитель математики, который отличался от других преподавателей, с которыми знакомился рассказчик, своим аккуратным внешним видом и сильным характером. Он небольшой ростом, всегда одет опрятно и исполняет свои обязанности с большим усердием.
Он не грозит ученикам, но при этом поддерживает дисциплину в классе. Учитель приучает детей к порядку, показывая, что лень и недисциплинированность — это весело, но недостойно человека. Его ученики стремятся к его одобрению и не хотят выглядеть смешными.
Он никогда не унижает учеников, не называет их плохими, высмеивая лишь их поступки. Такой подход делает его уроки эффективными — ученики начинают брать на себя ответственность за свои действия.
Мальчик-рассказчик
Главный герой — пятиклассник, чье имя в рассказе не упоминается. Мы видим, что он обычный школьник: умный, но предпочитающий играть в футбол, иногда ленивый и хитрый (обманул врача и медсестру). Он гордится тем, что переносит уколы хорошо и не робеет перед медицинскими процедурами.
Однако его себеугодливый обман приводит к смешным последствиям. В результате, исправив свои ошибки, он начинает понимать важность чувства юмора и необходимость смеяться над собой для самосовершенствования.