«Дом с мезонином»: краткое содержание и анализ рассказа Чехова

«Дом с мезонином» — рассказ А. П. Чехова, созданный в 1896 году. Сюжет разворачивается от имени безымянного художника-пейзажиста. Много лет назад он проводил летние месяцы в усадьбе знакомого помещика и влюбился в его молодую соседку Женю. Однако её старшая сестра, серьёзная земская учительница Лида, не одобрила его безыдейность и настояла на разрыве. По её настоянию Женя уехала, и больше они не встречались.

«Дом с мезонином»: краткое содержание и анализ рассказа Чехова

Содержание

  • Полный текст и аудиокнига

  • Краткое содержание

    • I

    • II

    • III

    • IV

  • Анализ рассказа «Дом с мезонином»

Кадр из фильма «Дом с мезонином», 1960 г.

Мезонин — это надстройка над средней частью дома, обычно с балконом. В мезонине этой усадьбы проживает Женя Волчанинова, в которую влюблён художник.

Существует версия, что прототипом художника стал известный пейзажист Исаак Левитан, а Волчаниновы — это на самом деле Турчаниновы, в усадьбе которых Чехов проводил лето 1895 года.

Полный текст и аудиокнига

Полный текст рассказа «Дом с мезонином» доступен в «Викитеке».

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Краткое содержание

I

Рассказ ведётся от лица безымянного художника, который много лет назад провёл лето в усадьбе помещика Белокурова в Т-ой губернии.

Он обитает в пустом барском доме и большую часть времени проводит без дела. Вскоре он знакомится с сёстрами Волчаниновыми, живущими в соседней усадьбе вместе с матерью.

Старшая, 23-летняя Лидия, всегда серьёзна и строга. Она работает учителем в земской школе, но, благодаря наследству отца, не нуждается в деньгах. Также она помогает крестьянам, собирает средства для погорельцев и мечтает о смещении председателя уездной управы Балагина.

Младшая сестра, Женя, известная под детским прозвищем Мисюсь, — 17–18-летняя девушка, не интересующаяся серьёзными темами и проводящая время за чтением книг.

Иллюстрация Д. А. Дубинского

II

Художник начинает посещать Волчаниновых в их доме с мезонином. Лида пренебрегающим тоном относиться к нему, упрекая в праздном образе жизни и отсутствии серьезных интересов. Она считает, что серьезные вещи его не интересуют.

Но Женя сближается с рассказчиком, они много времени проводят вместе, гуляют, катаются на лодке и обсуждают высокие темы. Однако один вопрос остаётся для девушки непонятным: почему её друг спорит с Лидой? «Потому что она неправа», — отвечает художник.

Иллюстрация Д. А. Дубинского

III

На встречах с Волчаниновыми художник горячо спорит с Лидией, утверждая, что земские школы и больницы не помогают народу, а, наоборот, затягивают его в зависимость. Он считает, что проблема не в отсутствии врачей и учителей, а в том, что труд и голод не оставляют людям времени на размышления о духовных вопросах. Художник мечтает о том, чтобы люди были освобождены от физического труда, чтобы у них появилась возможность заниматься духовными поисками.

Лида считает его рассуждения глупыми и опасными: «Отрицать больницы и школы легче, чем лечить и учить».

Иллюстрация Д. А. Дубинского

IV

Прощаясь с Женей у ворот, художник осознаёт свою любовь. В порыве чувств он обнимает её и целует. Девушка говорит, что ей нужно будет рассказать о них сестре и матери. Когда Мисюсь уходит, художник долго стоит и смотрит на дом с мезонином, где в окне горит лампа с зелёным абажуром.

Иллюстрация Д. А. Дубинского

На следующий день рассказчик снова приходит к Волчаниновым, но находит лишь Лиду. Она сообщает, что мать и сестра уехали в Пензенскую губернию к тёте, а зимой планируют отправиться за границу.

На выходе из усадьбы его догоняет мальчик с запиской от Жени: оказывается, сестра велела ей расстаться с художником. Ни мама, ни Мисюсь не осмелились спорить с Лидией. В тот же вечер рассказчик пакует вещи и отправляется в Петербург.

* * *

Прошло шесть или семь лет. Лида продолжает преподавать в земской школе, вместе с единомышленниками она выиграла выборы и «прокатила» Балагина. Как живёт Мисюсь и что с ней теперь — неизвестно.

Иногда художник вспоминает Женю и дом с мезонином. В моменты одиночества он думает, что она также о нём помнит и что они однажды смогут встретиться вновь: «Мисюсь, где ты?».

Анализ рассказа «Дом с мезонином»

В рассказе переплетаются две темы — любовная и социальная.

Первым критикам казалось интересным идейное противостояние Лидии и художника. Чехова осуждали за то, что он показал Лиду слишком чёрствой и холодной. Однако вряд ли её можно назвать отрицательной героиней. Не лишним будет напомнить, что сам Чехов активно участвовал в работе земства и поддерживал крестьян.

Также художник не является выразителем взглядов Чехова. Хотя он говорит о высоком предназначении человечества, как отмечал один из современников, «эти высокие мысли вложены в уста столь незначительного и духовно угнетённого субъекта, что теряют всякий смысл». Спор между художником и Лидией остаётся незавершённым, их знакомство обрывается вместе с отъездом Жени.

Как часто у Чехова, в рассказе нет явной морали или прямого вывода. Вместо этого имеется место для юмора, печальных размышлений, пейзажных описаний и «ненужных» деталей (как говорил критик И. И. Ясинский, «дом с мезонином не имеет значения»).

Иллюстрация Д. А. Дубинского

Судя по концу рассказа, акцент делается не на общественные идеи, а на поисках любви и счастья. Главный герой после расставания не отправляется искать возлюбленную в Пензенскую губернию, а возвращается в Петербург.

С годами воспоминания о доме с мезонином становятся всё реже, но мысли о потерянном счастье всё еще мучают его. Рассказ завершается риторическим вопросом: «Мисюсь, где ты?». Как и герои рассказов «О любви» и «Ионыч», художник мог бы прожить совершенно другую жизнь, если судьба сложилась иначе. Однако дороги назад нет, и теперь ему остаётся только помнить о своей любви и надеяться, что всё ещё не потеряно.

  • Другие новости