«Человек в футляре»: краткое содержание и герои рассказа Чехова

«Человек в футляре» — это рассказ А.П. Чехова, написанный в 1898 году.

«Человек в футляре»: краткое содержание и герои рассказа Чехова

В произведении рассказывается о гимназическом учителе Беликове, который жил будто в замкнутом пространстве: даже в ясные дни он не расставался с зонтом и всегда предостерегал себя от неожиданных происшествий. Коллеги пытались устроить ему брак с сестрой учителя географии Варенькой, но Беликов так и не смог сделать шаг навстречу. Устав от насмешек, он совсем скоро покинул этот мир. Лишь в гробу он выглядел удовлетворённым: он нашёл такой футляр, в котором точно ничего не произойдет.

Рассказ является частью так называемой «Маленькой трилогии» Чехова. Сюжет о Беликове повествует учитель Буркин ветеринару Ивану Иванычу; эти персонажи появляются также в произведениях «Крыжовник» и «О любви». Чехов планировал продолжить серию рассказов, однако эти замыслы не были реализованы.

Содержание

  • Читать полный текст, слушать аудиокнигу

  • Краткое содержание «Человека в футляре»

  • Герои произведения

    • Беликов

    • Варенька

    • Коваленко

  • Анализ рассказа. Что писать в сочинении?

Читать полный текст, слушать аудиокнигу

Полный текст рассказа «Человек в футляре» доступен в «Викитеке».

Аудиоверсию можно найти на YouTube.

Краткое содержание «Человека в футляре»

В деревенском сарае собираются переночевать учитель Буркин и ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский, который приехал из городской среды на охоту. Буркин делится история о недавно ушедшем из жизни коллеге — учителе Беликове, который преподавал древнегреческий язык в гимназии.

Даже в солнечную погоду Беликов носил калоши, теплое пальто и зонт. Зонт, часы и перочинный нож — все у него было в чехлах. Он и сам жил будто в футляре. Лицо закрывал воротник и тёмные очки. Древнегреческий язык был для него защитой от враждебного мира. Ночами он укрывался под одеялом и засыпал, размышляя о ворах, и боялся посещать шумную гимназию, куда будил себя по утрам.

Иллюстрация Кукрыниксов

Беликов понимал лишь зароки. Если где-то что-то было дозволено, это вызывало у него беспокойство: «Как бы чего не вышло!». Тем не менее, своими жалобами он умудрялся запугивать всю гимназию и даже весь город. Под влиянием Беликова горожане стали бояться всего: знакомиться, читать, веселиться.

Но однажды Беликов чуть не женился. В гимназии появился новый учитель истории и географии — украинец Михаил Саввич Коваленко. С ним приехала сестра Варенька — чернобровая и краснощёкая женщина около 30 лет, весёлая и подвижная. Учителя решили непременно свести Беликова с Варенькой. Их постоянно приглашали вместе и намекали на роман.

Варенька была не против замужества, так как ей тяжело было жить с братом. Беликов тоже вроде бы проявлял к ней интерес, но тревога о «что-то пойдет не так» заставляла его прятаться в свой футляр. Время шло, они проводили много времени вместе, но предложить Вареньке он так и не решился.

Иллюстрация Д.А. Дубинского

Однажды на «влюблённого» Беликова в гимназии нарисовали карикатуру, что очень его обидело.

Как-то раз Беликов заметил, что Варенька вместе с братом катается на велосипедах. Это показалось ему крайне неприличным.

Иллюстрация Д.А. Дубинского

Вскоре он пришёл к Коваленко и сделал ему замечание: нельзя командам и женщинам кататься на велосипедах! Коваленко разозлился, послал Беликова «к чертям собачьим» и выставил его с лестницы. Варенька, вернувшаяся домой, увидела упавшего Беликова и рассмеялась.

Иллюстрация П. Пикнисевича

Уничижённый учитель после этого наглотался яда и через месяц погиб. Похороны прошли в плохую погоду — все учителя были в калошах и с зонтами, отдавая дань памяти «человеку в футляре». А сам Беликов в гробу выглядел довольным: он наконец-то нашёл футляр, «из которого уже никогда не выйдет».

Долго надеялись, что без угнетающего учителя горожане вздохнут свободнее. Однако горожане так и продолжили жить прежней жизнью: сурово, утомительно и бессмысленно.

Закончив рассказ, Буркин искренне считает, что людей вроде Беликова вокруг очень много. Иван Иваныч начинает рассуждать о том, как жить в узком городе, заниматься пустыми делами, лгать и окружать себя глупыми людьми — это и есть наш футляр. Но Буркин прерывает его раздумья: пора спать.

Герои произведения

Беликов

Беликов — учитель древнегреческого языка в гимназии. Его имя и отчество в рассказе не называются. Известно, что ему за 40 лет. Он скупен и испуган, прячется от мира тёмными очками и воротником, погружённый в мысли о Древней Греции.

Кажется, Беликова можно пожалеть. Из-за своей тревожности он лишён простых радостей жизни. Его жизнь — это бесконечное страдание, лишённое цели. Беликов только со страхом идёт на работу, а в гости к другим учителям — лишь из чувства долга. И дома ему нет покоя: лежа по ночам, он боится того, что его может убить повар.

Однако Беликов не просто «маленький человек», страдающий от своей ничтожности. В отличие от презираемого всеми «премудрого пискаря», он сумел подчинить себе остальных и установить свои правила в городе. Парадоксально, но этот человек, живущий в постоянном страхе, сам внушает страх другим: «Как бы чего не вышло», — размышляют горожане, следуя примеру Беликова.

Роман с Варенькой даёт ему шанс вырваться из своего замкнутого мира. Но Беликов не готов к этому: «Мысль о женитьбе действовала на него болезненно, он потерял вес, побледнел и, казалось, ещё глубже ушёл в свой футляр». В итоге его «любовь» дотронулась до него только благодаря карикатуре и велосипеду.

Учитель умирает, но его похороны воспринимаются не как трагедия. Напротив, горожане тайно радуются своему освобождению. И сам Беликов, как будто, был счастлив: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было спокойное, приятное, даже весёлое, как будто он рад, что наконец-то его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!».

Варенька

Варвара Саввишна Коваленко — сестра учителя географии, работающего в одной гимназии с Беликовым. Она украинка лет 30, «высокая, стройная, чернобровая, краснощёкая, — одной единственной фразой, не девица, а мармелад, и такая разудалая, шумная, поющая малороссийские романсы и весело смеющаяся». Варенька изображена как простодушная, но обаятельная девушка.

Она начинает проявлять интерес к Беликову. Варенька с братом часто ссорятся, и ей действительно хочется выйти замуж — «для большинства наших барышень лишь бы выйти, за кого попало».

Именно Варенька наносит униженному Беликову последний, роковой удар, когда смеётся над ним после конфликта с Коваленко. Она не делает этого со злым умыслом, просто считает, что её «жених» наткнулся и упал, но её смех становится фатальным.

На похоронах Беликова Варенька «всплакнула». Более того, как сложится её жизнь — не разъясняется. Скорее всего, у этой жизнерадостной девушки без Беликова всё станет только лучше.

С.С. Боим

Коваленко

Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии в гимназии, где преподаёт и Беликов. Он — полная противоположность «человека в футляре»: молодой, активный, крепкий. И вот он идёт по улице — «высокий, здоровый парень, в вышитой рубашке, чуб из-под фуражки, с одной рукой, держащей пачку книг, а с другой — толстую палку».

Неудивительно, что Коваленко «ненавидел Беликова с первого взгляда и не мог терпеть». Для него Беликов — символ угнетающей атмосферы, которая царит в гимназии и городе.

Конфликт Беликова с Коваленко заканчивается открытой стычкой, когда учитель древнегреческого языка пытается запретить географу кататься на велосипеде. Коваленко выгоняет советника из своей обители, и в конечном итоге становится одним из невольных «виновников» его смерти.

Анализ рассказа. Что писать в сочинении?

Тематика рассказа «Человек в футляре» охватывает страх перед жизнью, противоречащий свободе и счастью.

Нормальная жизнь неизменно дискомфортна, содержит элементы неожиданности, новизны и риска — всего того, чего так боится учитель Беликов. Он всегда выбирает безопасность и одиночество, но они не избавляют его от тревог. В конце концов, Беликов проводит бессмысленную жизнь, не воспользовавшись единственным шансом изменить свою судьбу, заключив брак с Варенькой.

Вопрос, который ставит автор перед читателем, не в том, хорош или плох учитель Беликов. Вряд ли кто-то из читателей всерьёз хочет быть похожим на «человека в футляре». Не зря выражение «человек в футляре» в русском языке стало крылатым и всегда произносится с осуждением.

Тем не менее, Чехов рассказывает не только о печальной судьбе провинциального учителя. Он предлагает задуматься о «футляре», который мы сами строим в обществе и в своей жизни.

После кончины Беликова горожане предвкушали, что теперь им станет легче жить, но уже через несколько дней их жизнь вернулась к прежним тяготам: «суровая, утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая официально, но и не окончательно разрешённая». «Беликов был похоронен, а сколько таких людей в футляре осталось, сколько ещё появится!» — завершает свой рассказ Буркин.

Можем ли мы избавиться от собственных «футляров»? На этот вопрос Чехов ответа не даёт. Устами Буркина он прерывает мысль Ивана Иваныча на эту тему, оставляя читателя раздумывать над представленным вопросом.

  • Другие новости