«Один день Ивана Денисовича»: краткое содержание рассказа Солженицына. Характеристика героя

«Один день Ивана Денисовича» — работа Александра Исаевича Солженицына о бывшем солдате, отбывающем 10-летний срок в лагерях сталинской эпохи. Иногда это произведение называют рассказом, иногда — повестью.

«Один день Ивана Денисовича»: краткое содержание рассказа Солженицына. Характеристика героя

Произведение «Один день…» стало первым из опубликованных трудов Солженицына и первым в СССР, касающимся сталинских лагерей. Оно было напечатано в журнале «Новый мир» с личного разрешения советского лидера Никиты Сергеевича Хрущёва. Это событие олицетворяло собой знаковый момент «хрущёвской оттепели» и борьбы с «культом личности» Сталина.

Изначально Солженицын называл свой рассказ «Щ-854. Один день одного зэка», ссылаясь на лагерный номер главного героя. Однако перед публикацией название изменил главный редактор «Нового мира», поэт Александр Твардовский.

Содержание

  • Полный текст и аудиокнига

  • Краткое содержание

  • История создания и публикации

  • О чём писать в сочинении. Характеристика Ивана Денисовича Шухова

Полный текст и аудиокнига

Полностью прочитать «Один день Ивана Денисовича» можно в онлайн-библиотеке Максима Мошкова.

Аудиоверсия в исполнении автора доступна на YouTube.

Краткое содержание

В пять часов утра звучит сигнал поднятия, и Иван Денисович Шухов пробуждается в лагерном бараке. Понимает, что неважно себя чувствует, и остаётся лежать. Надзиратель, заметивший это, назначает три дня карцера за нарушение режима. Но, уводя Шухова, он «прощает» его, однако требует вымыть пол в надзирательской.

После уборки Иван спешит в столовую. К счастью, товарищ по бригаде сберёг ему завтрак, и он ест холодную жидкую баланду и замёрзшую кашу самодельной ложкой.

Позже Шухов отправляется в санчасть, чтобы не выходить на работу из-за болезни. Но фельдшер Вдовушкин отказывается его госпитализировать — температура недостаточно высокая.

  • Конечно, по ходу произведения читатель узнает, что Иван Денисович Шухов — крестьянин из колхоза, которому уже за сорок. На войне в 1942 году он попал в плен, почти сразу сбежал, но его обвинили в измене Родине: якобы он специально сдался, а потом выполнял задания немецкой разведки. В контрразведке Шухова жестоко избивали, и он подписал признание. По 58-й статье получил десять лет лагерей, восемь из которых уже отсидел.

Кадр из фильма «Один день Ивана Денисовича» (2021)

Шухов затребует перекличку вместе со своей 104-й бригадой. На улице мороз почти тридцать градусов. Выход на развод — самая тяжёлая минута за день.

Вместе с бригадой Иван идет работать на строение за пределами лагеря, размышляя о том, что в 1951 году он имеет право написать два письма домой. В последнем письме жена проинформировала, что в колхозе после войны дела плохи, и мечтает, что Иван скоро вернётся и поможет семье выбраться из нищеты.

104-й бригаде предстоит работа на брошенной ТЭЦ — класть шлакоблоки. Ивану с напарником, латышом Кильдигсом, бригадир велит утеплить машинный зал, чтобы можно было греться. Они приносят украденный рулон толя, чтобы заделать окна. Бригада начинает трудиться, и на время голодные и замёрзшие зэки словно забывают о бедах, весело общаясь как старые друзья.

На обеде в столовой Шухову удаётся обманным путём «закосить» две лишние миски каши для своей бригады. Одну из порций помощник бригадира отдаёт самому Ивану Денисовичу. Ещё одну миску он несёт в лагерную контору и слышит, как работающие там «придурки» обсуждают фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».

После обеда бригада таскает на второй этаж ТЭЦ тяжёлые шлакоблоки и укладывает стену. Шухов, опытный каменщик, погружается в работу, не ощущая ни жажды, ни холода. Заключённые работают быстро и старательно. Если бригадир сможет правильно отчитаться о результатах, их будут чуть лучше кормить.

Тут со стороны прибегает десятник Дэр и угрожает бригадиру новым сроком за украденный толь. Тот говорит в ответ: если ты донесёшь, тебе не жить до завтра. Дэр знает, что недавно в лагере ночью убили троих зэков-доносчиков, и, испугавшись, решает не ссориться с бригадиром.

Солнце склоняется к закату, а работа ещё не завершена. Если сейчас остановиться, замешанный раствор пропадёт, и 104-я бригада продолжает трудиться, рискуя опоздать на ужин. Когда бригадир велит трудиться, его слушают — только благодаря его изворотливости и упорному труду зэки получают дополнительную пайку и имеют возможность выжить.

Наконец заключённые возвращаются в лагерь. Последним уходит Шухов, довольный хорошей работой. У ворот лагеря пять сотен зэков ждут ещё полчаса, пока их не перепишут и не найдут заблудившегося молдаванина (его ждёт холодный бетонный карцер, где дают всего лишь кусок хлеба в день).

Иллюстрация Н.Ю. Лаврухина

На обыске Шухову удаётся скрыть и пронести в лагерь подобранный на стройке кусок ножовочного полотна. Если бы его обнаружили, он сел бы в карцер на десять суток и окончательно подорвал здоровье. Но ему повезло, и теперь он сможет сделать и изменить на еду сапожный нож.

Шухов стоит в очереди за посылками. Он сам запретил жене присылать передачи, чтобы не «отрывать от детей», но хочет угодить «придурку» Цезарю Марковичу и получить что-то в награду. Тот с благодарностью разрешает Ивану Денисовичу забрать свой ужин — дополнительную миску пустых щей и кусок хлеба. Затем Шухов чудом успевает на ужин со своей бригадой, едва протиснувшись в двери: не успеешь со своими, останешься голодным.

В бараке Цезарь Маркович дарит Шухову два печенья, два кусочка сахара и ломтик колбасы, когда тот помогает сохранить продукты во время переклички.

Баптист Алешка пытается поговорить с Иваном Денисовичем о Боге. Но Шухов шутит в ответ: «Христос тебе сидеть велел, за Христа ты и сел. А я за что взялся?».

Лежа на шконке, Шухов съедает кусочек колбасы и засыпает, довольный прошедшим днём. Сегодня ему повезло: не садили в карцер, их бригаду отправили на не самую тяжёлую работу, ему удалось поужинать лишней миской каши, и у него не нашли ножовку при обыске. А также болезнь проходит, и он может передвигаться.

Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый.

Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.

Из-за високосных годов — три дня лишних.

История создания и публикации

Александр Исаевич Солженицын — лауреат Нобелевской премии по литературе за 1970 год, автор трёхтомника «Архипелаг ГУЛАГ» о политических репрессиях в Советском Союзе.

Сам Солженицын также прошёл через лагеря. Он был репрессирован в 1945 году за критику Сталина в своем письме и получил восемь лет. Сначала он отбывал срок в «шарашке» — спецтюрьме для технических специалистов, а затем сидел в лагере в Казахстане. Чудом выжив после рака желудка, он вышел на свободу и оказался в ссылке, где стал работать учителем математики в Рязани. Именно там он написал рассказ «Щ-854».

Идея произведения пришла ему во время тяжёлого рабочего дня в лагере зимой 1950 года. Солженицын решил, что это будет хороший способ показать все ужасы лагерной жизни: описать один обыкновенный день заключённого. Автор намеренно выбрал не тот день, который был ужасным, а «удачный» день, чтобы в ещё большей степени подчеркнуть бесчеловечные условия, в которых находились заключённые.

Вдохновлённый тем, что Никита Хрущёв начал публично говорить о репрессиях и обличать Сталина, Солженицын в ноябре 1961 года передал текст рассказа в журнал «Новый мир».

Главный редактор журнала, автор «Василия Тёркина» Александр Твардовский, был настолько впечатлён произведением, что обратился лично к Хрущёву за разрешением на публикацию. Текст рассказа был зачитан вслух советскому лидеру, и Хрущёв дал разрешение на печать в рамках своей борьбы с сталинизмом.

«Один день Ивана Денисовича» был опубликован в «Новом мире» в ноябре 1962 года и произвёл на советское общество огромнейшее впечатление. Впервые в печати открыто говорилось о ужасах, с которыми столкнулись невинно осуждённые люди в лагерях. Позже сам Солженицын отмечал, что если бы такое произведение вышло за границей, его объявили бы клеветой на советский строй. Однако «Один день Ивана Денисовича» был напечатан с разрешения ЦК Коммунистической партии, и оспаривать это подрывало бы все доводы. Вскоре заговорили о возможности присуждения Солженицыну Ленинской премии, но этого не произошло.

После смещения Хрущёва с поста в 1964 году советские власти отказались от дальнейшей критики Сталина. В годы брежневского застоя обсуждать тему репрессий перестали. Солженицын попал в опалу, вскоре его исключили из Союза писателей, а его книги перестали печатать и убрали из библиотек.

За публикацию «Архипелага ГУЛАГ» за границей Солженицына лишили советского гражданства и в 1974 году выслали из страны. Возобновили публикацию «Один день Ивана Денисовича» на родине писателя лишь в 1990-е годы; тогда же вспомнили и самого Александра Исаевича, позволив ему вернуться из-за границы.

РИА Новости / Юрий Долягин

О чем писать в сочинении. Характеристика Ивана Денисовича Шухова

Тематика рассказа Солженицына — жизнь человека в концлагере. Подробно описывая лагерный быт, автор демонстрирует, какие пути выбирают заключённые для того, чтобы выжить и не сойти с ума. «Кряхти да гнись. А упрёшься — переломишься», — говорится в мудрости, благодаря которой Шухов выживает в лагере уже восемь лет.

Солженицын намеренно выбрал своему герою «маленького человека» — бывшего колхозника и солдата, лысеющего иссохшего человека без половины зубов. Шухову не поступают посылки с продуктами, как Кильдигсу. Он не обсуждает искусство, как работающий в лагерной конторе Цезарь Маркович. Он не пытается бороться за свои права и достоинство, как капитан Буйновский.

У Шухова нет ни умного ума, ни наглости, ни способности «качать права». Это простой человек, арестованный без вины, не выдержавший пыток, оговоривший себя и оказавшийся в лагере. И теперь он хочет просто выжить, даже о свободе не смеет мечтать всерьёз, не веря, что его не накажут дополнительными десятью годами лагерей.

Однако у Шухова есть внутренняя сила, которая помогает ему ежедневно жить и не сдаваться. Он не выпрашивает подачки и не чистит чужие тарелки после обеда. Не лжёт. Не доносит. Не боится тяжёлого труда, когда это зависит от благополучия всей бригады. Бригада — это его «большая семья», и он не подводит своих товарищей по несчастью.

Но что удивительно в Шухове — он умеет радоваться тому немногому, что даёт ему лагерная жизнь. Он получает удовольствие от работы. От лишней миски каши. От избегания карцера. Уплетая за ужином баланду, он не проклинает свою жизнь и думает лишь: «Переживём всё, даст Бог, кончится!» Перед сном он радуется тому, что удалось пережить ещё один день.

Автор не даёт оценок Ивану Денисовичу Шухову. Его задача в другом — продемонстрировать жизнь в каторжном лагере и быт заключённых изнутри. А вот читатель может задаться вопросом о месте таких людей в жизни и истории. Может быть, только благодаря людям вроде Шухова страна смогла пережить все тяжёлые испытания XX века? Или же наоборот, это они привели её в нищету своей покорностью и умением жить, не надеясь ни на что?

  • Другие новости