М.Ю. Лермонтов — «Песня про купца Калашникова» (краткий пересказ)

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – поэма М.Ю. Лермонтова, созданная в 1837 году. Более известна под сокращенным названием «Песня про купца Калашникова» или «Песня о купце Калашникове». Была опубликована без указания автора, но в итоге стала первым произведением, заставившим заговорить о Лермонтове как о выдающемся литераторе.

М.Ю. Лермонтов — «Песня про купца Калашникова» (краткий пересказ)

Кратчайшее изложение

Действие происходит в Москве во времена царя Ивана Грозного, в XVI веке.

Молодой опричник* Кирибеевич, полюбив жену купца Калашникова, пытается соблазнить ее на улице – целует и ласкает, обещая богатые подарки.

Узнавший об этом Калашников решает отомстить за опозоренную жену. Во время традиционных кулачных боев он выходит на поединок с Кирибеевичем и убивает его ударом в висок.

Объяснить царю, что толкнуло его на убийство, купец отказывается. Иван Грозный казнит купца, но обещает позаботиться о его семье.

* Опричник человек из опричного войска, «личной гвардии» Ивана Грозного, известной своими жестокостями.

Полный текст и аудиокнига

Полный текст «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» можно прочитать в «Викитеке».

В формате аудиокниги или телеспектакля поэма доступна на YouTube.

Краткое содержание «Песни про купца Калашникова»

Поэма начинается с зачина – певцы обещают развлечь слушателя песней:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова…

1

На царском пиру веселье. Грустит лишь один опричник Кирибеевич. Иван Грозный спрашивает, чем он расстроен. Опричник признается, что влюблен в красавицу Алену Дмитриевну из купеческой семьи. Царь смеется, дает опричнику перстень и ожерелье, велит свататься к возлюбленной с подарками: «Как полюбишьсяпразднуй свадебку, / Не полюбишься не прогневайся».

Но о главном не сказал царю Кирибеевич – Алена Дмитриевна уже замужем:
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому
.

2

Купец Степан Парамонович Калашников сидит у себя в лавке, но торговля идет плохо. Запирая вечером лавку, он возвращается домой, в Замоскворечье. Но молодой жены Алены Дмитриевны дома нет. Она приходит поздно, сама не своя:
Перед ним стоит молода жена,
Сама бледная, простоволосая,
Косы русые расплетенные
Снегом-инеем пересыпаны;
Смотрют очи мутные как безумные;
Уста шепчут речи непонятные.

Калашников рассержен: «Уж ты где, жена, жена, шаталася?». Алена Дмитриевна рассказывает мужу, что на улице ее опозорил при всем честном народе опричник Кирибеевич: признавался в любви, хватал за руки и целовал, требовал ответить взаимностью, обещая роскошные подарки.

И ласкал он меня, целовал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцелуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…

Алена Дмитриевна просит мужа заступиться: «Опозорил он, осрамил меня, / Меня, честную, непорочную».

Иллюстрация Ильи Репина

Степан Парамонович знает, как наказать царского слугу и обелить честь жены. Он зовет младших братьев и говорит:
Уж как завтра будет кулачный бой
На Москве-реке при самом царе,
И я выду тогда на опричника,
Буду насмерть биться, до последних сил,
А побьет он меня — выходите вы
За святую правду-матушку.
Не сробейте, братцы любезные!

Вы моложе меня, свежéй силою,
На вас меньше грехов накопилося,
Так авось господь вас помилует!

Братья клянутся ему в верности.

3

Над Москвой поднимается заря, удалые бойцы собираются на Москву-реку, развлечься кулачным боем. Посмотреть на это приезжает сам царь Иван Васильевич.

Первым драться выходит Кирибеевич: он бахвалится, что может зашибить любого бойца. Трижды кидают клич, и никто не решается стать его соперником. Вдруг толпа раздается во все стороны – выходит Калашников. Кирибеевич просит его представиться, купец отвечает:

А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…
И промолвил ты правду истинную:
Об одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный…

Услышав это, Кирибеевич бледнеет и не может сказать ни слова. Начинается бой.

Кирибеевич первым бьет соперника в грудь – от удара погнулся и вдавился в грудь купца медный крест «со святыми мощами из Киева». Калашников собирается с силами:

«Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!»
Изловчился он, приготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.

Иллюстрация Виктора Васнецова

Опричник падает замертво. Увидев это, царь «прогневался гневом, топнул о землю / и нахмурил брови черные». Иван Васильевич велит схватить Калашникова и спрашивает: намеренно ли он убил Кирибеевича? Купец отвечает правду:

«Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольной волею,
А за что, про что — не скажу тебе,
Скажу только богу единому.
Прикажи меня казнить — и на плаху несть
Мне головушку повинную;
Не оставь лишь малых детушек,
Не оставь молодую вдову
Да двух братьев моих своей милостью…»

Царь благодарит Калашникова за честный ответ. Он обещает пожаловать его вдову и детей деньгами, а братьев-купцов освободить от пошлин. Но вот самого Степана Парамоновича ждет казнь:

«Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью…»

Калашников прощается с братьями, велит передать поклон родителям и Алене Дмитриевне, просит молиться за его душу.
И казнили Степана Калашникова
Смертью лютою, позорною, —
И головушка бесталанная
Во крови на плаху покатилася.

Иллюстрация Виктора Васнецова

План поэмы

  1. Царский пир, разговор царя с Кирибеевичем
  2. Рассказ Алены Дмитриевны о том, как ее опозорил Кирибеевич
  3. Бой Калашникова с Кирибеевичем на Москве-реке
  4. Смерть купца Калашникова

История создания

Человек хорошо образованный, Михаил Юрьевич Лермонтов всегда интересовался народным творчеством, в том числе песнями и былинами, а также историей.

Сюжет «Песни про купца Калашникова» мог быть навеян историей Константина Мясоеда Вислого, казненного в годы опричного террора. О нем упоминал Николай Карамзин в «Истории Государства Российского»: белозерский городовой приказчик «имел прелестную жену: ее взяли, обесчестили… а ему отрубили голову».

Свое отражение в поэме могла найти и последняя дуэль Пушкина: как известно, поэт погиб, защищая на поединке честь жены, и Лермонтов тяжело переживал смерть своего литературного кумира.

Первоначально цензура не пропустила «Песню про купца Калашникова» в печать – сосланный на Кавказ Лермонтов считался неблагонадежным автором. Однако В.А. Жуковский сумел добиться, чтобы поэму напечатали – под личное поручительство министра просвещения графа Уварова и без указания реального автора.

М.Ю. Лермонтов в 1837 году. Портрет работы Петра Заболотского

Анализ поэмы. Как писать сочинение?

Работая над сочинением о «Песне про купца Калашникова», следует помнить, что это одновременно и характерное для Лермонтова, и уникальное произведение.

Лермонтов – главный и последний гений русского романтизма. Это литературное направление изображает исключительных героев в исключительных обстоятельствах. Не находя подлинных героев в своем времени и окружении, поэт искал их среди горцев Кавказа («Мцыри»), в легендах («Демон»), в истории родной страны («Бородино»).

«Песня о купце Калашникове» – произведение из этого ряда. Литературный критик Виссарион Белинский писал о поэме: «Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства…»

Именно с этим погружением в легендарную старину и народное творчество связана уникальность «Песни про купца Калашникова». У нее неповторимый стиль, подражающий былинам: архаичная лексика, лексические повторы, устойчивые эпитеты. Лермонтов силой своего таланта создал собственную эпическую былину, по силе сравнимую с аутентичными произведениями народной культуры.

При этом «Песня…» значительно превосходит безыскусные народные произведения, отмечал Белинский. Это короткое произведение, и тем разительнее богатство содержания, роскошь красок, прелесть стиха: «Как ни пристально будете вы вглядываться в поэму Лермонтова, не найдете ни одного лишнего или недостающего слова, черты, стиха, образа; ни одного слабого места: все в ней необходимо, полно, сильно!»

Характеристика героев: купец Калашников и царь

В центре поэмы – образ богатыря-купца Калашникова, воплощающего романтический идеал храбрости, чести, борьбы за правду. Помимо него к главным героям относятся опричник Кирибеевич, Алена Дмитриевна и царь Иван Васильевич Грозный. Каждый из них играет свою роль в воплощении авторской идеи.

Степан Парамонович Калашников

Степан Калашников – средневековый герой, один из тех, о ком можно было бы сказать словами другой лермонтовской поэмы: «богатыри – не вы!»

Его идеалы – честный труд, семья, вера в Бога. Младшим братьям он как родной отец, для жены-сироты – единственный заступник.

Его главные качества – честь и отвага. Для Калашникова оказывается важнее сохранить честь семьи, чем собственную жизнь. Он выходит на поединок с Кирибеевичем, которого боятся все московские удальцы.

Перед лицом смерти Калашников с гордостью говорит о своей честной жизни:

А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…

Совершив возмездие, он не пытается спастись, не оправдывается перед царем. Для него главное – сохранить честь жены, потому он умалчивает об обиде, нанесенной Кирибеевичем. Как все было, он расскажет «только богу единому».

В результате купец идет на плаху с сознанием собственной правоты и единственной просьбой – помочь его вдове и детям.

Так Степан Парамонович Калашников становится примером для «добрых людей» – у его могилы и старик, и парень, и девушка невольно задумываются о вечном.

Алена Дмитриевна

Жена Калашникова – символ непорочности и женской чести. Своей главной ценностью она называет любовь мужа:
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюсь твоей немилости.
Грубые ухаживания Кирибеевича оскорбляют ее до глубины души, она дорожит своим честным именем и хочет смыть позор:
Опозорил он, осрамил меня,
Меня, честную, непорочную, —
И что скажут злые соседушки,
И кому на глаза покажусь теперь?
Ты не дай меня, свою верную жену,
Злым охульникам в поругание!

Кирибеевич

Антагонист храброго Калашникова – лукавый Кирибеевич. Ему свойственны черты романтического злодея: яркая внешность, удаль и решительность, сильные чувства.

Как я сяду-поеду на лихом коне
За Москву-реку покататися,
Кушачком подтянуся шелковым,
Заломлю набочок шапку бархатную,
Черным соболем отороченную, —
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешептываясь…

Он горячо влюблен в Алену Дмитриевну, но это запретная, греховная любовь к замужней женщине. Однако Кирибеевича не останавливает христианский закон. Он скрывает от царя, что его возлюбленная замужем, и верит, что любовь женщины можно получить, посулив дорогие подарки.

В столкновении с благородным Калашниковым подлый Кирибеевич обречен на поражение, как любой злодей в романтическом произведении. Храбрость изменяет опричнику, едва он узнает своего противника. И в этот момент его характер раскрывается, отмечал Белинский: происходит «ужасное торжество совести в глубокой натуре, которая никогда не отрешится от совести, как бы ни была искажена развратом, как бы ни страшно погрязла в пороке».

Тем не менее, Кирибеевич не хочет сдаваться. Он наносит купцу страшный удар в грудь, того спасает лишь святой крест. Бог, конечно же, на стороне правды. И опричник гибнет – его настигает заслуженное возмездие.

Царь Иван Васильевич

Иван IV Грозный – реальная историческая фигура, однако в поэме Иван Васильевич – персонаж почти сказочный. Он выступает как неотвратимая сила, способная и карать, и миловать.

«Его колоссальная фигура, с бледным лицом и впалыми, сверкающими очами, с головы до ног облита таким страшным величием, нестерпимым блеском такой ужасающей поэзии, – писал Белинский об Иване Грозном. – И таким точно является он в поэме Лермонтова: взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего, униженного, искаженного, но сильного и благородного по своей природе духа…»

Поэма начинается картиной царского пира и заканчивается казнью по приказу царя. В разговоре с Калашниковым «колоссальный образ Грозного высказывается во всем страшном величии», объяснял Белинский:

«Хорошо тебе, детинушка,
Удалой боец, сын купеческий,
Что ответ держал ты по совести.
Молодую жену и сирот твоих
Из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
По всему царству русскому широкому
Торговать безданно, беспошлинно.
А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью…»

Иван Васильевич представлен не как герой и злодей, а как воплощение судьбы. «И едва ли во всей истории человечества можно найти другой характер, который мог бы с большим правом представлять лицо судьбы, как Иоанн Грозный!..» – констатировал Белинский.

  • Другие новости