«Герой нашего времени»: краткое и кратчайшее содержание романа Лермонтова

«Герой нашего времени» – роман Михаила Юрьевича Лермонтова, написанный в 1838-1840 годах. Считается первым социально-психологическим романом в русской литературе.

«Герой нашего времени»: краткое и кратчайшее содержание романа Лермонтова

В произведении рассказывается о молодом русском офицере Григории Александровиче Печорине, который служит на Кавказе в годы войны с горцами. Описывая его приключения, отношения с женщинами и сослуживцами, автор постепенно рисует психологический портрет «героя нашего времени». В начале повествование ведут неназванный рассказчик-офицер и сослуживец Печорина – Максим Максимыч. В последних трех главах рассказ идет уже от лица Печорина.

В романе сочетаются элементы реализма и романтизма. От реализма в «Герое нашего времени» – детальные описания жизни офицера на Кавказе и общества 1830-х годов. От романтизма – противопоставление героя обществу, возвышенные чувства, экзотическая природа и опасности.

Сюжет романа: кратчайшее изложение

Повествование начинается от лица безымянного русского офицера на Кавказе. От немолодого штабс-капитана Максима Максимыча рассказчик впервые слышит о Григории Печорине: служа в крепости, этот молодой прапорщик выкрал и соблазнил дочку горского князя Бэлу, которую затем похитил и убил разбойник Казбич (глава «Бэла»).

Чуть позже Максим Максимыч и рассказчик встречают Печорина во Владикавказе. Тот очень холодно приветствует бывшего сослуживца, и Максим Максимыч чувствует себя обманутым в лучших чувствах. В сердцах он отдает рассказчику журнал Печорина – записки, которые ранее хранил (глава «Максим Максимыч»).

В дальнейшем рассказчик узнает о смерти Печорина и издает его журнал. В записках рассказывается, как Печорин в приморском городке Тамань едва не погиб от рук контрабандистов («Тамань»). О том, как в Пятигорске и Кисловодске он играл с чувствами княжны Мери и убил на дуэли молодого сослуживца Грушницкого, но упустил свою настоящую любовь – Веру («Княжна Мери»). Как после мистической гибели офицера Вулича решил испытать судьбу и голыми руками обезвредил обезумевшего вооруженного казака («Фаталист»).

Хронология повествования нарушена, фабула и сюжет не совпадают. Если расположить главы по времени, то они должны идти вот в такой последовательности: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина». Однако Лермонтов не ставил себе цель рассказать историю Печорина строго хронологически: в центре его внимания – психологический портрет, и каждая глава добавляет к нему все новые штрихи.

Иллюстрация П.Л. Бунина к роману «Герой нашего времени». Источник: РИА Новости

Полный текст и аудиокнига

Здесь можно прочитать полный текст романа «Герой нашего времени».

В формате аудиокниги произведение М.Ю. Лермонтова можно послушать на YouTube.

Краткое содержание «Героя нашего времени» по главам

Предисловие ко второму изданию

Автор отвечает на претензии к книге, объясняя, что не ставит Печорина в пример и не показывает себя в лице главного героя. «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», – объясняет Лермонтов. Однако он не собирается лечить пороки общества: «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!»

«Бэла»

Повествование ведется от лица неназванного офицера, служащего на Кавказе. Однажды по дороге из Тифлиса он встречается с Максимом Максимычем – немолодым простодушным штабс-капитаном. Тот рассказывает историю о своем приятеле, прапорщике Григории Александровиче Печорине.

Вместе с Максимом Максимычем Печорин служил в крепости за Тереком, построенной для защиты от горцев. Прапорщику Печорину на свадьбе у местного князя приглянулась его дочь Бэла, к которой сватался еще и разбойник Казбич. Печорин помог брату Бэлы украсть у Казбича прекрасного коня, а тот взамен помог Печорину похитить свою красавицу-сестру.

Ухаживаниями Печорин добился любви Бэлы, но затем быстро к ней охладел. Бэла затосковала. Однажды, когда она вышла на прогулку, девушку схватил и увез Казбич. За разбойником бросились в погоню, и тогда он смертельно ранил Бэлу.

Читать краткое содержание главы «Бэла»

«Максим Максимыч»

Рассказчик и Максим Максимыч встречаются через несколько дней после расставания во Владикавказе. Через город как раз проезжает Печорин – он уже вышел в отставку и держит путь в Персию. Максим Максимыч думает, что старый друг будет рад его видеть. Но тот приветствует штабс-капитана очень холодно и отказывается задержаться, чтобы с ним поговорить. Печорин уезжает, Максим Максимыч чувствует себя преданным и разочаровывается во всем молодом поколении. Он отдает рассказчику записи Печорина, которые все это время хранил.

Читать краткое содержание главы «Максим Максимыч»

Журнал Печорина. Предисловие

Не так давно Печорин умер, возвращаясь из Персии, сообщает рассказчик. В связи с этим новый владелец записок решился их издать:
«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». 
«Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? — Мой ответ — заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» — скажут они. — Не знаю».

«Тамань»

Печорин приезжает в Тамань – «самый скверный городишко из всех приморских городов России». Он видит, как контрабандисты разгружают груз на берегу. Девушка – сообщница контрабандистов – заманивает его к морю и пытается утопить, опасаясь доноса. Офицер спасается, выбросив ее из лодки. Девушка вместе с сообщником-контрабандистом навсегда уплывают из Тамани. Печорин сожалеет, что невольно разрушил привычную жизнь «честных контрабандистов».

Читать краткое содержание главы «Тамань»

Иллюстрация Владимира Бехтеева

«Княжна Мери»

Печорин приезжает на воды. Он знакомится с княжной Мери, дочерью княгини Лиговской. Здесь же Печорин снова встречает Веру – свою бывшую возлюбленную, которая теперь замужем за другим.

Печорину Мери безразлична, но ради развлечения и для отвода глаз от романа с Верой он начинает ухаживать за княжной и добивается ее любви.

У Печорина происходит конфликт с юнкером Грушницким и другими офицерами. Они дерутся на дуэли. Противники подсовывают Печорину незаряженный пистолет. Но он знает об обмане: когда Грушницкий стреляет и легко ранит его, Печорин велит перезарядить свое оружие и убивает соперника.

Из письма Веры Печорин узнает, что она призналась мужу в измене и уехала из города. Он бросается за возлюбленной, но его обессиленный конь умирает. Печорин рыдает в степи.

Вернувшись в город, Печорин объясняет Мери, что никогда ее не любил.

Из-за подозрения в дуэли его ссылают служить в крепость к Максиму Максимычу.

Читать краткое содержание главы «Княжна Мери»

Михаил Врубель, иллюстрация «Дуэль Печорина с Грушницким»

«Фаталист»

Однажды в офицерской компании спорят о предопределении. Офицер Вулич предлагает Печорину пари, чтобы испытать, может ли человек сам распоряжаться своей судьбой. Вулич снимает со стены случайный пистолет, приставляет ко лбу и спускает курок. Пистолет оказывается не заряжен. Печорин признает поражение в споре, но остается удивлен: ему казалось, что на лице Вулича он видел выражение, свойственное людям, которые скоро погибнут.

Ночью Печорин узнает, что Вулич убит – он наткнулся на пьяного казака, который зарубил его шашкой. Пораженный странным совпадением, Печорин решает сам испытать судьбу. Он через окно врывается в дом, где заперся убийца, и обезвреживает его. Значит ли это, что нужно верить в предопределение, он не понимает.

Читать краткое содержание главы «Фаталист»

Иллюстрация Миграна Сосояна

«Герой нашего времени»: история и значение романа

«Герой нашего времени» принадлежит «к числу самых замечательных и самых увлекательных книг» русской литературы, рассказывал видный советский лермонтовед Ираклий Андроников. Причину этому он видел в главном герое: Печорин вроде бы отрицательный, но в то же время очень притягательный персонаж. Его безжалостность и эгоизм сочетаются с большим умом, храбростью, искренностью с самим собой.

История создания

Фамилия Печорина впервые появилась в незаконченном романе «Княгиня Лиговская». Это произведение о жизни петербургского света Лермонтов начал создавать в 1836 году. Роман должен был стать своего рода ответом пушкинскому «Евгению Онегину». Не зря Лермонтов назвал главного героя Печориным (от названия реки Печоры, как «Онегин» – от реки Онеги).

Однако характер и даже внешность Печорина из «Княгини Лиговской» и Печорина из «Героя нашего времени» сильно отличаются, это разные произведения и разные персонажи. По сюжету «Княгини Лиговской», Печорин влюблен в женщину по имени Вера, которая вышла замуж за другого.

Свой первый роман автор так и не дописал. После гибели Пушкина на дуэли Лермонтов создал стихотворение «Смерть поэта» и за дерзкие стихи был сослан на Кавказ. Проведя в ссылке год, писатель отказался от прежнего замысла и создал новый роман, куда перешли имена Печорина и Веры.

В «Герое нашего времени» Лермонтов описал Кавказ с точностью, поражавшей современников. В произведении они обнаруживали и реального слепого мальчика из Тамани, и ту самую хату на краю города; отдыхавшие летом 1837-го в Пятигорске и Кисловодске узнавали прототипы доктора Вернера, Грушницкого, княжны Мери.

«Герой нашего времени» был написан достаточно быстро. Летом 1838 года Лермонтов утверждал, что ничего не пишет, а спустя девять месяцев уже вышла первая из повестей – «Бэла». Еще через десять месяцев роман был готов целиком и одобрен цензурой.

Учитывая, что в это время Лермонтов служил в полку в Царском Селе, постоянно ездил в Петербург и создал целый ряд других произведений, остается только удивляться, когда он успевал спать и работать над романом, констатирует Ираклий Андроников.

Композиция романа и образ Печорина

Автор избрал для романа необычную композицию. Главы-повести расположены в свободном порядке, хронология событий намеренно нарушена. Нет привычных описаний детства и юности главного героя. Замалчиваются ключевые события его биографии: непонятно, например, за что именно Печорин сослан на Кавказ (в черновик упоминалась дуэль в Петербурге, но затем Лермонтов убрал эти слова).

Необычную структуру «Героя нашего времени» принято объяснять тем, что это не история жизни Печорина, а «история души». Лермонтов показывает героя постепенно и с разных сторон. Первым читателям поначалу даже было неясно, кто здесь главный герой: Печорин или Максим Максимыч?

В первых двух повестях Печорин описывается с чужих слов, и впечатление складывается не в его пользу. В «Бэле» это загадочный и коварный человек, своей запретной любовью погубивший Бэлу и ее семью. В «Максиме Максимыче» – высокомерный эгоист, обидевший старого друга.

Однако оставшуюся часть романа составляют записки Печорина, и они заставляют взглянуть на героя совсем иначе. Это уже не скучающий офицер, умеющий подчинять себе других, но и умный, обаятельный, тонко чувствующий человек. В «Тамани» он демонстрирует храбрость и склонность к романтике; в «Княжне Мери» – способность к глубоким чувствам и самоанализу; в «Фаталисте» – свою философскую сторону и хладнокровие.

Читатель остается в недоумении: почему же столь талантливый человек растрачивает свои силы попусту? Неужели это и есть герой поколения, «не способного более к великим делам для блага человечества»?

Значение романа

Советские исследователи порой называли «Героя нашего времени» общественно-политическим романом: объясняли, что Печорину в николаевской России не хватало возможности выразить себя в борьбе за народную свободу, порвать с аристократическим обществом и так далее. «Потерянное поколение» Лермонтова противопоставляли поколению декабристов.

Однако эти объяснения многим кажутся натянутыми: стоит ли искать в произведениях аристократа Лермонтова революционный подтекст?

В «Герое нашего времени» размышления об обществе есть, но не меньшую роль играют рассуждения о человеческой душе, смысле жизни, добре и счастье. Это первый психологический русский роман, ставший зерном русской психологической прозы, и одновременно – первый философский русский роман, где поступки главного героя осмысляются в категориях добра и зла, необходимости и свободы.

  • Другие новости