Антибиотики при коронавирусе и пневмонии: пить ли дома, в чем опасность

Зачем антибиотики при коронавирусе?

Антибиотики — лекарственные средства, направленные на борьбу с бактериальными инфекциями. Изобретенные в 1938 году, они совершили настоящий переворот в медицине. Создатели первого антибиотика — пенициллина — получили Нобелевскую премию в 1945-м. Для данной награды это крайне небольшой срок с момента изобретения.

Антибиотики при коронавирусе и пневмонии: пить ли дома, в чем опасность

Слева направо: Александр Флеминг, Эрнст Чейн и Говард Флори. Ученые, получившие в 1945 году Нобелевскую премию за создание пенициллина

Несмотря на свою принципиальность и значимость, антибиотики, как уже было сказано, имеют существенные ограничения — они борются исключительно с бактериями. Вирусы — принципиально другие болезнетворные агенты, и против них антибиотики бесполезны.

Соответственно, как несложно догадаться, антибиотики не действуют на коронавирус.

Тем не менее, антибиотики все же применяют при лечении и COVID-19, и других вирусных инфекций. Причина в том, что к вирусным инфекциям часто присоединяются бактериальные, что делает течение болезни более тяжелым. Часто это происходит именно при вирусной пневмонии.

Какие антибиотики назначают при коронавирусе

По словам главного пульмонолога Минздрава России, доктора медицинских наук Сергея Авдеева, «если пневмония развивается как осложнение гриппа, то почти всегда она имеет бактериальную составляющую, присоединяется либо пневмококк, либо стафилококк — и антибиотики действительно нужны».

Пневмококк под электронным микроскопом. Фото: Википедия

Из-за этого использование антибиотиков стало частой практикой при лечении COVID-19. Причем, как рассказывает Авдеев, иногда лекарства даже пытались использовать именно против коронавируса:

«Изначально в одну из самых популярных схем лечения COVID-19 входил антибиотик азитромицин. Считалось, что в сочетании с гидроксихлорохином этот антибиотик помогает бороться с самим коронавирусом. По крайней мере, в это верили».

Помогают ли антибиотики при коронавирусе, можно ли принимать дома

После многих месяцев пандемии ответ звучит следующим образом: самостоятельно точно никакие антибиотики от коронавируса принимать не нужно. Самые разные специалисты негативно высказываются не только о самолечении антибиотиками, но и о сложившейся практике их назначения коллегами. Так, заведующий отделением сомнологии Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии ФМБА Александр Мельников рассказал:

«То, что антибиотики назначаются без разбора, практически без показаний, — это большая проблема, большая беда нашей медицины. Меня всегда удручает, когда антибиотики назначают чуть ли не с первого дня в качестве обязательной терапии.

При COVID-19 наблюдения, которые на настоящий момент существуют во всем мире, указывают на то, что бактериальная инфекция не присоединяется рано. Чаще всего это происходит в тяжелых случаях, когда есть выраженная дыхательная недостаточность, тяжелое поражение легких. В частности — у пациентов, которые попадают на ИВЛ.

В этом случае используют тесты, в частности, определение в крови прокальцитонина — это специфический маркер бактериальной инфекции. Но есть и другие клинические признаки: высокий нейтрофильный лейкоцитоз, выделение гнойной мокроты… В этих случаях нужно думать о назначении антибиотиков».

Сергей Авдеев также считает, что антибиотики в нашей врачебной практике сильно переоценены:

«Бактериальная инфекция нечасто осложняет коронавирусную инфекцию. Главным образом у тяжелых пациентов, на поздних стадиях, когда люди подолгу лежат в стационаре, находятся в реанимации. Применение антибиотиков оправдано при COVID-19 в очень ограниченном количестве случаев».

Авдеев с сожалением отмечает, что многие врачи так и не отошли от стереотипов, установившихся на старте пандемии:

«В самом начале такая тактика применялась из-за того, что у нас не было ничего другого и, главное, недостаточно было знаний о новом заболевании. Сегодня уже точно можно сказать, что массовое назначение антибиотиков при коронавирусной инфекции — это огромная проблема.

Повсеместно, и в Москве, и в Питере, и в поселках городского типа по всей стране по-прежнему пациентам с коронавирусом сразу назначают антибиотики. Почему? Потому, что врачи не уверены: ковидная пневмония у человека или нековидная? Присоединится бактериальная флора или не присоединится?»

Кроме того, как отметил Авдеев, часто антибиотики применяются как профилактика, чтобы предотвратить возможные бактериальные осложнения в будущем:

«Кое-где бытует такое представление, что якобы можно так делать. Но научных подтверждений этого нет».

Александр Мельников считает такую «профилактику» крайне вредной практикой:

«Если бактериальная инфекция возникает в тяжелых случаях, она абсолютно не зависит от того, проводилась антибактериальная терапия уже или нет. Напротив: могут присоединяться устойчивые к антибиотикам бактерии, которые подавить антибиотиками будет уже очень сложно».

Отсюда вырастает одна из серьезнейших проблем в лечении коронавируса. Главный врач больницы в Коммунарке Денис Проценко описал ситуацию так:

«Мы пролечили более 8 тысяч человек и проанализировали причины летальности. Меньшинство пациентов погибали в первые трое суток после госпитализации, и ведущей причиной смерти были тромбоэмболические осложнения (то есть закупорка сосудов тромбами). Более 70% летальных исходов произошли в более поздние сроки, и причиной большинства из них стали суперинфекции».

«Суперинфекциями» Проценко назвал отнюдь не коронавирус, а бактерии, которые приобрели устойчивость к антибиотикам. Врач отметил, что за несколько месяцев количество таких микробов в госпитале выросло в несколько раз.

Денис Проценко (справа) вместе с президентом России Владимиром Путиным. Фото: Википедия

Причина возникновения такой устойчивости — именно бесконтрольное применение антибиотиков. Бактерии учатся противостоять лекарствам, используемым против них. Сергей Авдеев описал ситуацию более подробно на примере уже упомянутого азитромицина:

«И в нашей стране, и во всем мире очень большое количество пациентов получили азитромицин. Можно ли ожидать, что такое массовое назначение препарата приведет к росту антибиотикорезистентности? Безусловно. Азитромицин относится к классу антибиотиков макролидов. Честно говоря, у нас и до коронавируса ситуация с устойчивостью бактерий к макролидам была неблагоприятной. Во многих регионах резистентность бактерий пневмококков к макролидам превышает 30, 40 и даже 50 процентов.

Тест на чувствительность бактерий к разным антибиотикам. На поверхность чашки Петри, где растут бактерии, положены диски, пропитанные разными антибиотиками. Прозрачная зона вокруг диска показывает, насколько рост бактерий подавлен действием антибиотика. Фото: Википедия

Это значит, что каждому третьему, а где-то и каждому второму пациенту традиционные препараты против воспаления легких, вызванного пневмококками, просто не помогут. Придется проходить повторные курсы лечения с назначением уже других антибиотиков, а круг пока еще эффективных препаратов все больше сужается…»

Поэтому, исходя из вышеперечисленного:

  • Не принимайте антибиотики при коронавирусе самостоятельно.

  • Очень осторожно относитесь к назначению антибиотиков на ранней стадии COVID-19.

  • Лечась дома, используйте более легкие препараты и внимательно следите за своим состоянием.

  • Другие новости