Орфей и Эвридика: краткое содержание мифа и опера «Орфей и Эвридика»

Орфей и Эвридика — персонажи древнегреческого мифа, муж и жена. Орфей великолепно играл на кифаре и пел, пленяя своей музыкой все живое и неживое. Красавица-нимфа Эвридика была его горячо любимой супругой.

Орфей и Эвридика: краткое содержание мифа и опера «Орфей и Эвридика»

Когда Эвридика умерла, безутешный Орфей спустился за ней в царство мертвых. Там он своим пением и музыкой тронул подземных богов Аида и Персефону, и те согласились отпустить его любимую обратно в мир живых.

Лишь одно условие поставили боги Орфею — не смотреть на жену, покуда они не покинут подземного царства. Но это условие муж нарушил: не слыша ее шагов за спиной, он обернулся. Эвридике пришлось вернуться в Аид.

Эдвард Пойнтер. Орфей и Эвридика

Эта трагическая история подробно изложена в поэме «Метаморфозы» древнеримского классика Овидия.

Миф об Орфее и Эвридике – краткое содержание

Фракиец по имени Орфей был любимцем бога Аполлона, покровителя искусств, и тот научил его играть на кифаре лучше любого из смертных. Даже деревья и камни не могли устоять перед его музыкой.

Орфей влюбился в прекрасную Эвридику. Они поженились, хотя бог брака Гименей предсказал, что их счастье будет недолгим. И действительно, вскоре Эвридику в лесу укусила змея, и девушка умерла.

Якопо дель Селлайо. Орфей и Эвридика

Орфей сложил печальную песню, которая тронула и людей, и природу, и богов. А затем вдовец спустился в подземное царство Аида, в мир мертвых, чтобы найти свою возлюбленную. Он сумел преодолеть реку Стикс, разжалобив своей музыкой перевозчика Харона, и даже грозный трехголовый пес Цербер не тронул певца.

Орфей предстал перед владыками подземного мира — Аидом и Персефоной. Играя на кифаре, он сумел тронуть даже мрачного Аида. Внимая песне Орфея, Тантал на время забыл терзающие его голод и жажду, Сизиф прекратил бесконечно вкатывать на гору свой камень и глубоко задумался, а Данаиды перестали наполнять данный им в наказание бездонный сосуд.

Властитель мира мертвых согласился отпустить Эвридику на землю, дав Орфею в проводники бога Гермеса. Но поставил одно условие: Орфей не должен смотреть на жену до тех пор, пока не выйдет из подземного мира, иначе потеряет ее навеки.

Камиль Коро. Орфей, ведущий Эвридику из царства теней

Благодарный Орфей пустился в обратный путь. Но он не слышал позади шагов Эвридики — тень ступала бесшумно. Испугавшись, что рядом никого нет, за несколько шагов до выхода на землю Орфей обернулся. Так он нарушил запрет Аида, и душа Эвридики вернулась в царство мертвых.

Мишель-Мартен Дроллинг. Орфей и Эвридика

Орфей бросился обратно к Стиксу, но в этот раз Харон остался глух к его мольбам. Семь дней и ночей просидел вдовец на берегу реки мертвых, а после вернулся во Фракию.

Что было после. Смерть Орфея

Еще четыре года прожил Орфей после смерти Эвридики. Он не смотрел на женщин, которые добивались его внимания, а привечал лишь юношей, пишет Овидий:

Вот созвезди­ем Рыб мор­ских заклю­чив­ший­ся тре­тий
Год уж Титан завер­шил, а Орфей избе­гал неуклон­но
Жен­ской люб­ви. Отто­го ль, что к ней он жела­нье утра­тил
Или же вер­ность хра­нил — но во мно­гих пыла­ла охота
Соеди­нить­ся с пев­цом, и отверг­ну­тых мно­го стра­да­ло.
Стал он виной, что за ним и наро­ды фра­кий­ские тоже,
Пере­не­ся на юнцов недо­зре­лых любов­ное чув­ство,
Крат­кую жиз­ни вес­ну, пер­ви­ны цве­тов обры­ва­ют.
Овидий. «Метаморфозы»

Однажды весной Орфей, взяв в руки кифару, сидел на холме и пел чудесную песню. Ему внимала вся природа, и даже деревья сдвинулись с места и окружили его.

Услышали песню и неистовые вакханки, служительницы бога вина Диониса. «Вот он, презирающий нас!» — воскликнула одна из менад, чью любовь Орфей отверг в прошлом. Камнями и жезлами забили девушки певца и разорвали его тело на части.

Голову и кифару Орфея они бросили в реку. Воды понесли их к берегам острова Лесбос, где с тех пор слышны звуки дивных песен Орфея.

Джон Уотерхаус. Нимфы, нашедшие голову Орфея

За это злодеяние Дионис превратил убийц в дубы. Золотую кифару олимпийские боги поместили на небе среди созвездий. А останки певца собрали и похоронили музы.

Душа Орфея отлетела в царство Аида, где вновь соединилась с духом Эвридики. Так и блуждают они вместе по сумрачным полям подземного мира. Но теперь уже Орфей не боится обернуться и не увидеть любимую.

Тень же Орфея сошла под зем­лю. Зна­ко­мые рань­ше,
Вновь узна­вал он места. В полях, где при­ют бла­го­чест­ных,
Он Эвриди­ку нашел и желан­ную при­нял в объ­я­тья.
Там по про­сто­ру они то рядом гуля­ют друг с дру­гом,
То он за нею идет, ино­гда впе­ре­ди высту­па­ет, —
И не стра­шась, за собой созер­ца­ет Орфей Эвриди­ку.
Овидий. «Метаморфозы»

Есть, впрочем, и другие легенды о гибели Орфея. Например, Павсаний излагает версии, что певца поразил молнией Зевс «за те речи и откро­ве­ния, кото­рым, неслы­хан­ным преж­де людь­ми, он учил в таин­ствах и обрядах», либо что он покончил с собой, не сумев вызволить Эвридику из царства мертвых.

Опера «Орфей и Эвридика». Слушать музыку

«Орфей и Эвридика» — знаменитая опера немецкого композитора Кристофа фон Глюка, видного представителя классицизма. Произведение было написано в 1762 году, и это самая ранняя опера из тех, что традиционно исполняются в сегодняшних театрах.

Либретто создал изначально на итальянском языке Раньери де Кальцабиджи. Партию Орфея должен был исполнять певец-кастрат (такие исполнители обладали высоким голосом, недоступным обычным мужчинам). С исчезновением подобных певцов оперу пришлось переделать: главную партию стал исполнять тенор, а Гектор Берлиоз спустя сто лет и вовсе сделал партию Орфея женской.

В основе сюжета лежит версия мифа об Орфее и Эвридике, изложенная в «Георгиках» Вергилия. Множество подробностей опущено, чтобы не перегружать оперу действием. Зато в ней много хоровых номеров и балетных вставок. При этом опера в традиции своего времени завершается не трагическим, а счастливым концом.

В первом действии Орфей, потерявший Эвридику, решает спуститься за ней в царство мертвых. Бог любви Амур подсказывает, как это можно сделать, и предупреждает, что на пути из царства Аида нельзя будет оборачиваться и смотреть на возлюбленную.

Второе действие происходит в подземном мире, где Орфей побеждает фурий, а затем Блаженные тени отпускают с ним Эвридику. Муж и жена отправляются в мир людей.

В третьем действии Орфей и Эвридика извилистыми тропами пробираются к свету. Она постепенно возвращается к жизни и начинает сетовать, что муж даже не смотрит в ее сторону: хватает за руки, пытаясь привлечь внимание, и умоляет бросить хоть один взгляд. Наконец Орфей смотрит на Эвридику и обнимает ее. В этот момент она умирает. Звучит самая знаменитая ария оперы — «Che faro senza Euridice» («Потерял я Эвридику»).

Орфей пытается убить себя, но его останавливает Амур. Боги, пораженные его любовью, воскрешают Эвридику. Опера завершается праздником в храме Амура.

Советская рок-опера «Орфей и Эвридика», хипхопера Noize MC

«Орфей и Эвридика» — так же называется первая советская рок-опера, которую в 1975 году написали Александр Журбин и Юрий Димитрин. Поставил ее ВИА «Поющие гитары» в оперной студии при Ленинградской Консерватории (в роли Орфея — Альберт Асадуллин, в роли Эвридики — Ирина Понаровская). Поскольку советские власти негативно относились к понятию «рок», постановку называли на немецкий манер «зонг-оперой».

Советской зонг-оперой вдохновился российский рэпер Noize MC, в 2018 году выпустивший альбом под названием «Хипхопера: Орфей & Эвридика». Партию Орфея исполняет сам Noize MC (Иван Алексеев), за Эвридику поет Лейла Магомедова.

  • Другие новости