Метафизикой называют раздел философии, который изучает первоначальную природу бытия, мира и реальности.
Происхождение названия
Изначально термин применялся в качестве наименования сборника из 14 трудов Аристотеля. В них античный мыслитель рассуждал о первоначальных причинах сущего. Книги после Аристотеля остались в необработанном виде, были опубликованы впоследствии Андроником Родосским среди прочих аристотелевских сочинений. Указанные 14 работ в издании расположились после трактата «Физика», за что и получили свое название.
Историк и философ Николай Дамасский процитировал эти книги Аристотеля, уже применив к ним наименование «метафизика», которое в данном случае трактуется как изучение того, что находится за пределами явлений физики и в их основании. В V веке Симплиций впервые употребляет существительное «метафизика» в качестве самостоятельного термина. Далее, в эпоху Средневековья, слово приобретает значение синонима философии, науки, изучающей начало всего сущего в мире.
На протяжении всей истории понятие постоянно меняло свое смысловое содержание. Аристотель в одноименном труде термин «метафизика» не употреблял, но при этом в тексте описывал и объяснял проблему начал. Средневековые философы Европы, например Фома Аквинский, к метафизике относятся уже как к законченному и состоявшемуся значению. Декарт применяет к фундаментальным метафизическим понятиям принцип эпохе — приостановку суждений о бытии предмета вне воспринимающего его сознания. В период Просвещения учение начинает применяться также в качестве способа понимания вообще.
Иммануил Кант критиковал «опытное» происхождение знания, среди последнего он различал:
-
априорное (доопытное);
-
апостериорное (послеопытное).
Идеи Канта развивали позитивисты уже столетие спустя. В отличие от него, эти философы считали, что в их учении нет места трансцендентному. Материалисты, в свою очередь, активно критиковали позитивистов. В частности, марксисты отождествляли метафизику с обманом и ложью. Также непримиримую борьбу с ее идеями вел Фридрих Ницше, работы которого посвящены торжеству нигилизма и понятию «ничто».
В ХХ веке Эдмунд Гуссерль повторил декартовский принцип эпохе в феноменологии. Воззрения Ницше в отношении метафизики нашли продолжение в трудах Мартина Хайдеггера. Постницшеанские идеи развивал также Хавьер Сувири в своей работе «О сущности».
В современном мире проблемы метафизики исследуют такие ученые, как Юрген Хабермас и Карл-Отто Апель.
Вопросы метафизики
Данный раздел философии изучает:
-
первоначальные причины, начала и истоки;
-
объяснение «непосредственного» и «наличного», расположение этих понятий;
-
требования к действиям, выполнение которых сможет гарантировать получение ответов к вопросам метафизики.