Михаил Глинка: биография, творчество, музыкальная карьера

Михаил Иванович Глинка — русский композитор мирового значения, пианист, основоположник русской классической оперы.

Жизненный путь композитора

Михаил Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии. С самого рождения бабушка будущего композитора, против желания его родителей, стала заниматься его воспитанием. За год до его рождения умер первенец Алексей. В его кончине бабушка винила родителей. Первые шесть лет своей жизни Глинка рос без общения со сверстниками, да и родителей бабушка редко допускала к нему, без свободы, активных игр и воздуха. Из-за этого у мальчика были проблемы со здоровьем и очень чувствительная нервная система.

В 1810 году бабушки не стало, и тогда родители забрали шестилетнего Мишу к себе. Мама занялась его образованием. Азы чтения и правописания ему дала француженка-гувернантка, рисовать — знакомый архитектор. Вскоре началась война с Наполеоном, и вся семья вынуждена была поселиться в Орле. Дом в Новоспасском был разрешен, имение разорено. Только весной 1813 года семья смогла вернуться в свой прежний дом.

Для себя музыку Миша открыл в десять лет. Отец часто устраивал громкие вечера, и в один из таких дней дядя будущего композитора, Афанасий Глинка, привез к ним свой крепостной оркестр. Маленький Глинка был настолько впечатлен музыкой, что не мог думать о чем-то другом. С того момента Миша захотел научиться играть на музыкальных инструментах. Теперь Глинка учился играть на фортепиано и скрипке.

В 1817 году Мишу отдали учиться в открытый при Петербургском педагогическом институте Благородный пансион для юношей. Со многими воспитанниками пансиона Глинка хорошо дружил всю свою жизнь.

Пансион был известен высоким качеством обучения: здесь преподавали пять языков, географию, зоологию, арифметику и геометрию. Товарищ А.С. Пушкина по лицею, В.К. Кюхельбекер преподавал русскую словесность. Немного позже Миша познакомился с Александром Пушкиным и Антоном Дельвигом, товарищами Кюхельбекера.

Глинка совмещал учебу в пансионе с занятиями музыкой. Три урока он взял у знаменитого ирландского композитора Джона Фильда. После его преподавателем стал пианист Шарль Майер. На выходных Миша постоянно ходил в театр или на концерты. Самые яркие впечатления он получал от оперы.

В 1822 году Глинка закончил пансион «вторым по списку». Тогда же прошло его первое выступление в качестве пианиста. Об этом даже говорилось в журнале «Сыны отечества». В Новоспасском он все время проводил за занятиями музыкой.

В 1824 году Глинка поступил на службу в канцелярию Главного управления путей сообщения в Петербурге. Параллельно он занимается музыкой. В это же время Глинка начинает композиторскую деятельность..

В декабре 1825 года, незадолго до восстания декабристов, Михаил был на Сенатской площади. Он ушел с площади за несколько часов до мятежа. В следующую ночь Глинку допрашивали: жандармы не могли найти Кюхельбекера, который сбежал с места мятежа.

В конце 1828 года у композитора начались проблемы со здоровьем. Глинка ушел со службы и переехал жить в Новоспасское. К этому времени он уже был автором романсов, арий в итальянском стиле, «русских песен», квартетов. В этот период жизни у него появляется много новых знакомств. Его друзьями стали А. Мицкевич, А. Грибоедов и А. Керн.

В 1830 году боли усиливаются, здоровье ухудшается. В апреле 1830 композитор отправляется за границу. Он побывал в Варшаве, Италии и городах Германии. Здесь Михаил хотел набраться новых знаний в области музыки. Так и сложилось. За три года пребывания в Италии он укрепил свои музыкальные способности.

Летом 1833 года Михаил едет в Вену. Здесь он начинает заниматься с Зигфридом Деном, известным педагогом и теоретиком. У Глинки рождается идея создать оперу на русский сюжет. В апреле 1834 Глинка возвращается на родину.

В Петербурге Михаил живет у своего знакомого Алексея Стунеева. У них в гостях часто бывала Мария Иванова, родственница Алексея. Вскоре между Глинкой и Марией закрутился роман. В 1835 году они поженились.

В.А. Жуковский подсказал композитору сюжет для новой оперы. О ней активно беседовали в доме поэта вместе с Пушкиным, князем Вяземским, Гоголем, князем Одоевским и Виельгорским.

Работа над «Иваном Сусаниным» кипела. За весну 1835 года родились черновые записи и второго действия и большая часть всех тем. На одну из репетиций оперы пришел царь. Михаил решил посвятить оперу Николаю I и дал ей название «Жизнь за царя». Премьера состоялась 27 ноября 1836 года. На ней присутствовали самые сливки творческого круга Петербурга и даже сам Николай I. Царя настолько впечатлило это произведение, что он подарил композитору перстень с топазом, окруженный тремя рядами бриллиантов. Друзья композитора устроили Глинке настоящее чествование.

В 1837 году Михаила назначили капельмейстером в Придворной певческой капелле. В тот период появилась идея новой оперы на раннее произведение Пушкина «Руслан и Людмила». Александр Сергеевич должен был писать либретто для оперы. Однако ранняя кончина поэта не дала этой идее воплотиться в реальность

Работа над оперой растянулась на несколько лет.

В 1839 году Глинка познакомился с Екатериной Ермалаевной Керн и увлекся девушкой. Она ответила на его чувства взаимностью. Именной ей посвящены «Вальс-фантазия» и романс «Я помню чудное мгновенье». Михаил решает жить отдельно от жены, так как развода Мария не дала. Екатерину Керн настигает тяжелый недуг. Михаил перестает исправно работать капельмейстером и его увольняют с чином коллежского асессора.

В 1841 Екатерина выздоравливает. По рекомендации врачей Екатерина собирается ехать на юг. Из-за бракоразводного процесса с женой Глинка не может отправиться в поездку вместе с возлюбленной. К 1842 опера «Руслан и Людмила» была закончена.

27 ноября 1842 года состоялась премьера оперы. Произведение провалилось. В конце пятого действия императорская фамилия вовсе уехала из театра. Новаторство Глинки не было в полной мере оценено современниками. Высокопоставленные слушатели шикали, свистели на представлении оперы. Но за зиму 1842 года «Руслана и Людмилу» показывали 32 раза.

В 1844 Глинка уезжает за границу. Отношения с Екатериной Керн прекратились. За свое путешествие он посетил Францию и Испанию. Его

произведения вызвали большой интерес у общественности. Темперамент Испании поразил композитора. В Мадриде Михаил создал знаменитую «Арагонскую хоту».

В 1848 году родилась «Камаринская», появление которой П.И. Чайковский считал моментом основания русской симфонической школы.

В 1852 Глинка вновь выезжает во Францию. Здесь он давал частные уроки, играл на домашних концертах своих друзей. В 1854 Михаил возвращается в Петербург, но в 1856 уезжает снова. Он направляется в Берлин и остается там жить навсегда.

Ранним утром 3 февраля 1857 композитора не стало. Он был похоронен на Троицком кладбище. Через несколько месяцев, благодаря хлопотам его сестры, гроб с телом Михаила был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Особенности творчества

Глинка был настоящим новатором. Творчество Глинки начало новый, классический этап развития русской музыки. Михаил считается основателем героико-исторической оперы по типу народной музыкальной драмы и эпической оперы.

Личная жизнь

В 1835 Михаил Глинка женился на Марии Ивановой. Однако брак этот оказался неудачным. Композитор понял, что ошибся. Женщина не разделяла его страсти к музыке и изменяла Михаилу. Глинка жил со своей супругой, но на самом деле сердце его принадлежало Екатерине Керн. Их роман длился почти десять лет.

Большую часть этого времени композитор состоял в законном браке. Через шесть лет их брака Мария тайно обвенчалась с корнетом Васильчиковым. Узнав об этом, Михаил начал надеяться на развод. Но в 1844 году любовь между Глинкой и Екатериной угасла. Еще через два года он наконец получил развод, но уже до конца жизни прожил один.

  • Другие новости