Модест Мусоргский: биография, творчество, музыкальная карьера. Произведения Мусоргского

Модест Петрович Мусоргский — русский композитор, пианист, самобытный художник, новатор XIX столетия.

Биография Мусоргского

Модест Мусоргский родился 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Первой учительницей музыки у маленького Модеста была мама.

В доме Мусоргских проходили концерты, на которых выступал уже семилетний Модест. В таком раннем возрасте он мог сыграть некоторые сочинения Ференца Листа.

В 1849 году отец отвозит двух сыновей в Санкт-Петербург для получения образования. Мусоргского зачислили в петербургскую школу Петришуле с уклоном на иностранные языки. Но музыку Модест не оставил. Его учителем стал пианист Антон Герке.

В 1852 году, не нарушая семейную традицию, будущий композитор зачисляется в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. С 1856-го, после выпуска из школы, до 1858-го Модест был офицером лейб-гвардии Преображенского полка.

На службе Мусоргский встретился с композитором Александром Бородиным. Позже Модест знакомится с композиторами Цезарем Кюи, Александром Даргомыжским, Милием Балакиревым. Вместе с художественным критиком Владимиром Стасовым они организовывают «Могучую кучку». Наставником Модеста стал Балакирев. Мусоргский посвящает себя сочинительству.

Летом 1858 года Модест Петрович ушел в отставку. Теперь он полностью погружается в мир музыки.

В начале 1860-х годов появляются фортепианные, вокальные и оркестровые произведения. Некоторые сочинения композитор не закончил. Своими первыми произведениями Модест не завоевал популярность. В 1858 году рождаются фрагменты первой оперы композитора «Эдип в Афинах». Но опера не имела продолжения и осталась недописанной. В этом же году свет увидели два скерцо в переложении для оркестра. В тот период Мусоргский экспериментировал с жанрами, вырабатывая свой стиль, свою изюминку.

В 1863 году Модест возвращается в Санкт-Петербург. Появляется идея написать оперу «Саламбо» по одноименному роману французского писателя Гюстава Флобера. Позднее он использовал фрагменты из этой неоконченной оперы в своих новых произведениях, в том числе и в «Борисе Годунове». Немного позже появляются «народные картинки» и сочинение для оркестра «Иванова ночь на Лысой горе». Популярность в России и за границей принесла публикация вокального цикла «Детская». Интересно, что этот цикл понравился Ференцу Листу. Известный композитор даже прислал подарок Модесту, чем сам Мусоргский был приятно удивлен.

Опера «Борис Годунов» — первое масштабное произведение, которое было завершено. Модест начал сочинять музыку для оперы в 1868 году, а первая редакция этого произведения появилась уже в 1870. Однако публика увидела «Бориса Годунова» только в 1874 году. Билеты в театр буквально разлетались, на улицах горланили песни из произведения Мусоргского. Однако в газетах и журналах публиковались только отрицательные отзывы и рецензии. Даже друг композитора Цезарь Кюи оставил в прессе рецензию не из приятных. Но это не сломило Модеста. Мусоргский не бросил композиторство. В 1874 появился цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки». Они были посвящены умершему другу Модеста, архитектору Виктору Гартману.

В 1872 году композитор начинает писать оперу «Хованщина». В историческую основу этого произведения легли события первого стрелецкого бунта в 1682 году. Владимир Стасов, давний друг Модеста, искал информацию для либретто. На «Хованщину» уходило много сил и времени Мусоргского. Финансовое положение и самочувствие оставляли желать лучшего. Общение с давними друзьями из музыкального содружества сошло на нет. Привычные встречи прекратились.

Вскоре происходит знакомство с певцом Осипом Петровым. Он предлагает Модесту создать оперу по повести Николая Гоголя «Сорочинская ярмарка». Композитор соглашается. Над «Хованщиной» и «Сорочинской ярмаркой» Мусоргский проработает до конца своих дней. Но работа над произведениями тянется медленно. Модест переделывает уже готовые эпизоды, критично относясь к своему творчеству.

Плохое финансовое положение вынуждает композитора работать аккомпаниатором на концертах. В феврале 1878 года умирает Осип Петров — хороший друг Мусоргского. Это потрясает Модеста, он почти не занимается композиторством, приостанавливает написание опер. Вскоре его настигает серьезная болезнь.

В 1879 году в качестве аккомпаниатора Мусоргский едет в турне вместе с певицей Дарьей Леоновой. Цель поездки — поправить здоровье. Украина и Крым положительно подействовали на Модеста, здесь он вдохновляется и начинает сочинять пьесы «Гурзуф у Аю-Дага» и «Близ Южного берега Крыма». «Сорочинская ярмарка» снова исправляется и дорабатывается.

В 1880 году композитор возвращается в Петербург, но положение его ухудшается еще сильнее. Вскоре Мусоргского увольняют с официального места работы. Модест начинает заниматься частным преподаванием, а его друзья помогают ему ежемесячными пожертвованиями. Но денег на проживание не доставало, и в феврале 1881 года Модеста выселяют из жилья за неуплату. Физическое состояние ухудшается еще сильнее. На одном концерте он падает в обморок. Тогда друзья помещают его в Николаевский военный госпиталь. Именно тут был написан портрет композитора его другом, Ильей Репиным. Работа над «Хованщиной» и «Сорочинской ярмаркой» возобновляется, но Мусоргский не успевает их дописать. 28 марта 1881 года Модест умирает. Композитор был похоронен в Некрополе мастеров искусств.

Наследие Мусоргского

После кончины композитора остался ряд недописанных и неизданных сочинений. Приятель Модеста, композитор Николай Римский-Корсаков, завершил и опубликовал произведения ушедшего из жизни друга. Благодаря ему люди узнали многие романсы и фортепианные произведения Мусоргского, не изданные в период его жизни.

В 1886 году публика увидела ту самую оперу «Хованщина». Ее завершил Римский-Корсаков по собственным материалам. В конце 1896 года на сцене была поставлена опера «Борис Годунов», целиком переинструментованная Римским-Корсаковым.

В 1911 году появилась опера «Сорочинская ярмарка». Над ней работали Александр Лядов, Вячеслав Каратыгин, Цезарь Кюи и другие. А в 1930 году композитор Виссарион Шебалин закончил оркестровку «Сорочинской ярмарки», основываясь на записях самого Мусоргского.

Особенности музыки

Мусоргский любил отражать правду в своих произведениях, какой бы горькой она ни была. Часто он сталкивался с непониманием со стороны друзей, которые не всегда одобряли его радикальные идеи. Модест был одержим смелыми замыслами. Он опережал свое время, был одним из самых ярких новаторов XIX столетия, поэтому многие современники и не могли понять Мусоргского и его музыки.

Личная жизнь

Мусоргский не был женат и детей у него тоже не было. Известно, что Модест Петрович питал теплые чувства к сестре Михаила Глинки, Людмиле Ивановне Шестаковой.

  • Другие новости