Модест Мусоргский: биография, творчество, музыкальная карьера. Произведения Мусоргского

Модест Петрович Мусоргский — выдающийся русский композитор, пианист и новатор XIX века с уникальным стилем.

Биография Мусоргского

Модест Мусоргский появился на свет 21 марта 1839 года в селе Карево, находящемся в Торопецком уезде Псковской губернии. Его первой учительницей музыки стала мама.

В доме Мусоргских часто проводились концерты, на которых уже в возрасте семи лет выступал маленький Модест, способный исполнять произведения Ференца Листа.

В 1849 году его отец отвез двух сыновей в Санкт-Петербург для получения образования. Модеста зачислили в петербургскую школу Петришуле с акцентом на иностранные языки, но любовь к музыке он не оставил. Получал уроки у пианиста Антона Герке.

В 1852 году, следуя семейной традиции, юный композитор пошёл в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. С 1856 по 1858 год он служил офицером лейб-гвардии Преображенского полка.

На службе Мусоргский познакомился с композитором Александром Бородиным, а позже встретился с Цезарем Кюи, Александром Даргомыжским и Милием Балакиревым. В сотрудничестве с Владимиром Стасовым они организовали «Могучую кучку», и Балакирев стал его наставником, вдохновляя Мусоргского на композиторское творчество.

В июле 1858 года Модест уходит в отставку и погружается в музыкальное творчество.

В начале 1860-х годов он начинает создавать фортепианные, вокальные и оркестровые произведения. Его ранние работы не принесли ему известности. В 1858 году появились фрагменты оперы «Эдип в Афинах», которая так и осталась незавершенной. В этом же году он окончательно завершил два скерцо для оркестра. В этот период Мусоргский активно искал свой стиль и экспериментировал с жанрами.

В 1863 году он вернулся в Санкт-Петербург с идеей создать оперу «Саламбо» по одноименному роману Гюстава Флобера. Позже фрагменты этой оперы найдут своё место в «Борисе Годунове». Он также создает «народные картинки» и сочинение для оркестра «Иванова ночь на Лысой горе». Огромную популярность принёс ему вокальный цикл «Детская», который понравился Ференцу Листу, что стало для Мусоргского большим сюрпризом.

Опера «Борис Годунов» стала его первым значительным завершённым произведением. Модест начал работу над ней в 1868 году, а первая редакция появилась в 1870 году. Однако публика увидела её только в 1874 году, и билеты на её представления расходились стремительно. Несмотря на это, рецензии в прессе были в большинстве своём негативными, что не сломило дух Мусоргского, и в 1874 году свет увидел его цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», посвященный памяти его друга Виктора Гартмана.

В 1872 году композитор приступил к работе над оперой «Хованщина», основанной на событиях первого стрелецкого бунта 1682 года. Он сталкивается с финансовыми трудностями и плохим самочувствием, что вызывает замедление работы. Общение с друзьями, как было ранее, становится редкостью.

Затем он знакомится с певцом Осипом Петровым, который предлагает создать оперу по повести Гоголя «Сорочинская ярмарка», чему Мусоргский охотно соглашается и продолжает работать над обоими произведениями до своей кончины. Работа движется медленно, и он часто критически к ней относится.

Финансовые затруднения заставляют его выступать аккомпаниатором на концертах. В феврале 1878 года умирает Осип Петров, и это становится огромным ударом для Мусоргского, который временно прекращает заниматься композиторством. Вскоре он заболевает.

В 1879 году, будучи аккомпаниатором, он отправляется в турне с певицей Дарьей Леоновой в поисках улучшения здоровья. Украина и Крым оказали на него вдохновляющее воздействие, и в этот период он создает такие произведения, как «Гурзуф у Аю-Дага» и «Близ Южного берега Крыма». Работа над «Сорочинской ярмаркой» продолжается.

В 1880 году композитор возвращается в Петербург, где его положение становится ещё более тяжёлым. Вскоре его увольняют с работы, и он начинает обучать частным образом. Друзья оказывают ему помощь, но с деньгами всё равно было сложно. В феврале 1881 года Мусоргского выселяют из квартиры из-за долгов. Его физическое состояние ухудшается и он теряет сознание на одном из концертов. Его помещают в Николаевский военный госпиталь, где его друг Илья Репин делает его портрет. Работа над «Хованщиной» и «Сорочинской ярмаркой» возобновляется, однако Мусоргский не успевает завершить эти произведения. 28 марта 1881 года Модест умирает и похоронен в Некрополе мастеров искусств.

Наследие Мусоргского

После его смерти осталось множество недописанных и неизданных произведений. Композитор Николай Римский-Корсаков, будучи хорошим другом Мусоргского, завершил и опубликовал некоторые из его работ, благодаря чему многие романс и фортепианные произведения стали известны широкой аудитории.

В 1886 году зрители смогли увидеть оперу «Хованщина», завершенную Римским-Корсаковым по собственным материалам. В конце 1896 года на сцене состоялось выступление «Бориса Годунова», полностью переинструментованного Римским-Корсаковым.

В 1911 году была представлена опера «Сорочинская ярмарка», работа над которой велась с участием Александра Лядова, Вячеслава Каратыгина, Цезаря Кюи и других. В 1930 году композитор Виссарион Шебалин завершил оркестровку «Сорочинской ярмарки» на основе записей самого Мусоргского.

Особенности музыки

Мусоргский был известен своей способностью отражать суровую правду в музыке. Он сталкивался с непониманием со стороны окружения, так как его новаторские идеи не всегда находили поддержку. Тем не менее, он был одержим смелыми концепциями, оказался впереди своего времени и стал одним из самых ярких композиторов XIX века.

Личная жизнь

Мусоргский не был женат и не имел детей. Известно, что он испытывал теплые чувства к Людмиле Ивановне Шестаковой, сестре Михаила Глинки.

  • Другие новости