Журналист Иван Сафронов: кто он и за что его обвиняют в госизмене

Иван Сафронов — бывший журналист издания «Коммерсант», советник главы корпорации Роскосмос Сергея Рогозина. 7 июля 2020 года был обвинен в госизмене и арестован. Дело Сафронова сразу вызвало множество вопросов у журналистского сообщества. AllDaily рассказывает о его биографии, карьере и подробностях дела.

Журналист Иван Сафронов: кто он и за что его обвиняют в госизмене

Иван Сафронов: детство, его отец Иван Сафронов-старший

Иван Сафронов родился 18 мая 1990 года в Москве. Его отцом является Иван Сафронов-старший — военный инженер, с 1993 по 1997 год работавший в пресс-службе Военно-космических сил России, а после ставший корреспондентом издательского дома «Коммерсант».

Иван Сафронов-старший. Фото: Википедия

2 марта 2007 года 51-летний Иван Сафронов-старший погиб, выпав из окна лестничной площадки в подъезде своего дома. В сентябре того же года уголовное дело по этому факту было закрыто — следствие пришло к выводу, что мужчина совершил самоубийство, обусловленное обстоятельствами личной жизни.

Эту версию отрицали родственники погибшего, а коллеги из «Коммерсанта» высказали предположение, что несчастье могло быть связано с проводимыми накануне расследованиями Сафронова-старшего. По их свидетельствам, 27 февраля 2007 года журналист посетил пресс-конференцию главы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаила Дмитриева и добыл информацию о подписанных контрактах между Россией и Сирией на поставку большой партии оружия:

«Однако рассказав коллегам об имевшейся у него информации, Иван Сафронов сказал, что пока писать об этом он не будет, потому что его предупредили: в случае огласки будет большой международный скандал, а ФСБ обязательно возбудит уголовное дело по факту разглашения гостайны и «доведет его до конца» (ранее по факту разглашения гостайны в публикациях Ивана Сафронова неоднократно возбуждались дела, однако никаких обвинений ему никогда не предъявлялось). Кто именно предупреждал его о возможных проблемах, Иван Сафронов не уточнил.

В тот же день (27 февраля, за трое суток до гибели) Иван Сафронов звонил в редакцию и предупредил, что он продиктует статью по белорусской схеме поставок оружия в Сирию и Иран. Однако в редакцию этот материал так и не поступил».

Иван Сафронов-младший к тому времени был студентом журналистского факультета Высшей школы экономики. Получив диплом, молодой человек фактически пришел на место отца, став работать в «Коммерсанте» и освещать вопросы в военной и космической областях.

Иван Сафронов в редакции. Кадр эфира телеканала «Россия 1»

Журналист Иван Сафронов, карьера

Карьера журналиста складывалась довольно удачно: какое-то время он даже замещал в президентском пуле звездного коллегу по изданию Андрея Колесникова.

Андрей Колесников (слева) и президент России Владимир Путин. Фото: РИА Новости / Дмитрий Астахов

Резонансные инфоповоды в деятельности Ивана Сафронова стали появляться в 2019 году. 19 марта он написал статью о контракте на крупную поставку истребителей Су-35 Египту. Публикация вызвала громкий скандал, высшие чиновники США — госсекретарь Майк Помпео и министр обороны Марк Эспер — угрожали африканскому государству санкциями. Позднее «Рособоронэкспорт» опроверг заключение контракта — предположительно, сделка оказалась сорвана, хотя 19 мая 2020-го появились сведения, что истребители для Египта все же производятся.

Су-35. Фото: Википедия

Издание стало фигурантом административного разбирательства за разглашение сведений, представляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну. Однако на заседании суд вернул дело в Роскомнадзор, на чем процесс и прекратился.

Спустя меньше месяца, 17 апреля 2019 года, Сафронов написал материал о возможной отставке Валентины Матвиенко с поста спикера Совета Федерации. Информация оказалась не соответствующей действительности, спустя еще около месяца Ивана Сафронова уволили вместе с заместителем редактора отдела политики Максимом Ивановым, из-за чего в знак протеста ушли еще несколько ведущих журналистов. По их словам, публикация о Матвиенко вызвала недовольство главного акционера «Коммерсанта» Алишера Усманова, потребовавшего открыть источники информации, — отказ и послужил причиной увольнения.

Алишер Усманов. Кадр видео YouTube-канала «Алишер Усманов»

Однако главный редактор газеты Владимир Желонкин какую-либо причастность Усманова отрицал и вообще отказался соотносить принятое решение с какой-либо статьей, назвав причиной «нарушение стандартов профессиональной журналистской деятельности и редакционных правил».

После «Коммерсанта» журналист недолго проработал специальным корреспондентом газеты «Ведомости», а в мае 2020 года был назначен советником генерального директора Роскосмоса Дмитрия Рогозина. В обязанности Сафронова входило выстраивать информационную политику внутри Роскосмоса и входящих в него предприятий, а также курировать ряд специальных программ.

Иван Сафронов: обвинения в госизмене, уголовное дело

7 июля Ивана Сафронова задержали возле его дома.

Бывшему журналисту предъявили обвинение по статье 275 УК РФ «Государственная измена». Первоначально в прессе активно муссировались слухи, что причиной уголовного дела стала статья о поставках Су-35 Египту, но эту версию опроверг пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, заявивший, что задержание «никоим образом не связано с журналистской деятельностью, которой прежде занимался Иван Сафронов».

Кадр передачи телеканала «Дождь»*

Позднее содержание обвинения озвучил адвокат Сафронова Евгений Смирнов: «Дело касается передачи военно-технической информации о поставках оружия России на Ближний Восток и в Африку спецслужбам Чехии в 2017 году. Задание, направленное на сбор и передачу информации в отношении военно-технического сотрудничества со странами Африки, а также деятельности ВС РФ на Ближнем Востоке в 2017 году. Работал на Управление по связи с заграницей и информации Чехии».

Также адвокат добавил, что, по материалам дела, Сафронов «совершал эти действия из корыстных побуждений», и отметил, что, учитывая наличие семи томов материалов, за его подзащитным следили уже давно.

Сам обвиняемый вину не признал, давать показания отказался и, по словам представителя, однозначно связывает процесс со своей журналистской деятельностью.

Суд распорядился проводить слушание дела в закрытом режиме (из-за наличия в деле секретных сведений), а также назначил Ивану Сафронову меру пресечения в виде содержания под стражей до 6 сентября.

Иван Сафронов в зале суда. Фото: РИА Новости / Владимир Астапкович

Реакция Рогозина, журналистов и чешских властей

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что «не сомневался в высоком профессионализме и личной порядочности» Сафронова при приглашении его на работу. На сегодняшний день фигурант дела остается сотрудником компании.

Произошедшее вызвало бурную общественную реакцию — у здания ФСБ на улице Лубянка собрались на пикет более 100 человек.

РИА Новости / Евгений Одиноков

В ходе протестной акции были задержаны 27 участников, большинство из которых журналисты. Попала в руки полиции и бывший кандидат в президенты РФ Ксения Собчак. Сообщается, что впоследствии ее выпустили без составления протокола.

Естественно, сотрудники прессы масштабно отреагировали и в медиа-среде. В поддержку Сафронова выступило издательство «Коммерсант», выпустившее заявление:

«Мы знаем не только о его высочайшем профессионализме, но и о его характере. Иван — настоящий патриот России, который писал про армию и космос, потому что искренне переживал за них. Подозрение в измене Родине в его случае выглядит абсурдным.

Практика последних лет показывает, что с тяжелым обвинением в любой момент может столкнуться любой гражданин России, чья работа связана с публичной деятельностью».

Высказался в поддержку бывшего коллеги и Андрей Колесников:

«(При поступлении на работу в Роскосмос) его уж так должны проверить, уж так он должен быть чист перед ведомством, которое его теперь задержало, что это даже в голове не помещается. И он эту проверку прошел, раз начал работать. Тогда как? Но дело даже не в этом. Дело в том, что Ваня — не изменник. Тем более Родины. Или Родине, уже не поймешь, как правильно».

Жестко высказался бывший главный редактор телеканала «Дождь»* Михаил Зыгарь:

«И Иван Иваныч (Сафронов-старший), и Ваня — настоящие патриоты, которые любили и любят родину, и — как ни странно — отечественный ВПК. И искренне за него переживают. Родина — это такие как Ваня и Иван Иваныч. А те, кто их преследует и убивает, — изменники».

Главный редактор News.ru Мусейб Алекперов поставил дело Сафронова в один ряд с другими сомнительными по его мнению процессами о госизмене:

«История помнит фантасмагоричные моменты со статьей 275 УК РФ про госизмену, которая с годами действительно становится резиновой. Светлана Давыдова, услышавшая в маршрутке информацию об отправке российских военных на Украину. Физик Владимир Голубев, опубликовавший в чешском научном журнале сведения, защищенные гостайной. Теперь к этому списку добавился еще и Иван Сафронов. Вернее, его туда добавили».

Впрочем, журналисты более консервативных ресурсов призвали не спешить с выводами. Работник телеканала «Россия-1» Евгений Попов вспомнил дело журналиста Григория Пасько, чью виновность в шпионаже в итоге фактически подтвердил Европейский суд по правам человека:

«Я был во Владивостоке. У меня все кипело внутри. Еще бы — журналиста судят. Мне 20. Не верил. Записывал всю тусовочку и выдавал в эфир. Весь ПЕН-центр (международная правозащитная организация) прилетал Гришу отмазывать. Материалы дела секретны.

Но все, ВСЕ флотские ребята, с которыми, конечно, журналисты дружили, спокойно за бокалом рассказывали, как Пасько на совещаниях фотографировал карты.

Жалко человека (Ивана Сафронова), в любом случае. Всегда есть надежда, что это ошибка. По закону он не виновен до решения суда. Пусть все будет по закону — вот мой единственный месседж».

Главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян отметила:

«Да, можно по-человечески давно знать человека, можно хорошо к нему относиться, но это совершенно не означает, что шпионы бывают только в фильмах. Как говорилось в советском сериале — шпион обязан быть хорошим человеком.

Почему я все же не могу со стопроцентной уверенностью поверить, что Сафронов — злонамеренный предатель, и порадоваться его аресту?

По единственной причине. Потому что было дело Севастиди. Когда адлерскую продавщицу посадили за банальную смску ее знакомому грузину, в полном соответствии с резиновой статьей 275, но в противоречии со здравым смыслом. У меня нет железобетонной уверенности, что Сафронов не обвинен в чем-то подобном.

Но еще меньше я верю в изначальную сфабрикованность всей истории. Есть семь томов уголовного дела. Есть полное отсутствие мотивации к фабрикации у контрразведки сейчас, когда незаконный наезд на журналиста оборачивается уголовкой против наезжавших.

Выдать секрет можно случайно. А вот получить за это деньги случайно нельзя. Тем более делать это регулярно.

Собственно, моя позиция заключается в том, что для прекращения нелюбимой мной истерики стоит раскрыть ту часть информации, которая доказывала бы факт получения денег».

Что касается упоминаемой в обвинениях Чехии, то министр обороны этой страны Ян Цехмайстеров заявил:

«Министерство обороны в данный момент не будет это дело каким-либо образом комментировать».

* «Дождь» признан судом России иноагентом

  • Другие новости