Биография
Казимир Малевич вырос в многодетной семье, в течение своей жизни трижды женился и провёл 56 лет, постоянно меняя места жительства. Его профессиональная карьера началась после переезда в Москву. В его богатой биографии запечатлены участие в выставках по всему миру и знакомства с выдающимися личностями творческой среды. Также он увлекался исследовательской деятельностью и педагогикой, работая в Русском музее.
На данный момент его произведения находятся в лучших музеях мира, включая Эрмитаж, Британскую галерею Тейт и Национальный музей современного искусства во Франции. Посетители крупных городов, таких как Нью-Йорк, Париж, Амстердам, Кёлн, Москва и Санкт-Петербург, могут полюбоваться его работами.
Происхождение Казимира Севериновича Малевича: семья, национальность
Год и место рождения художника остаются предметом споров в различных источниках. По одной версии, он родился в селе Копыть в 1878 году, по другой – в 1879 году в Киеве. Его родители были поляками. Казимир стал первым ребёнком в семье, в которой было 13 братьев и сестер, но не все дожили до взрослого возраста. В доме говорили на польском, а вне его – на украинском. Сам Малевич, идентифицируя себя как поляка, позже стал говорить о своём украинском происхождении.
Детство: переезды и первая картина маслом
До 12 лет он жил в украинском селе Моевка, затем переехал в Пархомовку, Волчок и Белополье. Свою первую картину маслом Казимир написал в 16 лет и назвал её «Лунная ночь». Работу неожиданно продали за 5 рублей, когда один из друзей отнёс её в магазин без разрешения художника. На сегодняшний день местонахождение полотна неизвестно. До 17 лет он жил в Конотопе, где учился у известного русско-украинского живописца Н.К. Пимоненко.
Переезд в Курск: работа чертежником, художественный кружок и женитьба
В 1896 году семья переехала в Курск, где Казимир начал работать чертежником в Управлении Московско-курской железной дороги и продолжал заниматься живописью. Он активно участвовал в организации художественного кружка там. В 20 лет женился на Казимире Зглейц, с которой он венчался через три года в католическом храме. Дом, который снимали, сохранился и по сей день.
Неудачный переезд в Москву и возвращение в Курск
Спустя два года после свадьбы Малевич решил сменить обстановку и уехал в Москву, хотя супруга не поддержала его. В 1905 году он подал документы на поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но поступить не смог.
Возвращение в Курск не входило в его планы, и он снял комнату в коммунальном доме художников в Лефортово. Этот дом принадлежал художнику Курдюмову, где проживало около тридцати человек. Для Москвы это жильё было недорогим, и Малевич платил 7 рублей в месяц. Однако весной ему не хватило денег, и он вернулся к семье и прежней работе. После возвращения он также пробовал поступить в училище, но его вновь не приняли.
Переезд в Москву с семьёй: ограбление столовой и расставание с женой
В 1907 году мать Малевича, Людвига Александровна, нашла работу и заведовала столовой. Позднее она сняла большую квартиру и пригласила Казимира с семьёй. Ей удалось взять столовую в аренду, но в 1908 году её ограбили в Рождество, что привело к потере имущества.
Семья переехала в новую квартиру, и мама художника вновь открыла столовую в Напрудном переулке. Однако молодые супруги не справились с конфликтами: Зглейц ушла с детьми в село Мещерское, устроившись фельдшером в психиатрической больнице, где вскоре начались его отношения с врачом.
Творчество Малевича в Москве и временный переезд в Петроград
После переезда в Москву Казимир работал три года в студии художника Рерберга, где познакомился с Ларионовым. В 1907 году он вернулся в Мещерское за детьми и нашёл их у заведующего, Михаила Рафаловича. Дочь последнего, Софья Михайловна, стала гражданской женой Малевича. Бракоразводный процесс с первой женой затянулся, и официально он женился лишь в 1909 году. Отец Софьи имел дом в нёмчиновке, где они проводили время и работали. Софья Михайловна скончалась в 1925 году.
С 1910 по 1919 год активно участвовал в выставках и знакомился с известными художниками. Писал статьи для газеты «Анархия» и провёл год в Петрограде, оформляя спектакль «Мистерия-Буфф» по пьесе Маяковского.
В 1919 году он вернулся в Москву и стал руководителем «Мастерской по изучению нового искусства Супрематизма».
Жизнь в Витебске (1919-1922)
После работы в Москве Казимир Малевич переехал в Витебск, где работал в мастерской Народного художественного училища под руководством Марка Шагала. Скоро там прошла его первая выставка, отражающая путь художника от импрессионизма к супрематизму.
Супрематизм проявлялся в разных периодах, а на его чистых холстах символизировался уход от живописи. Он создал сообщество преданных учеников и почти не работал над картинами, погрузившись в теоретические и философские исследования и эксперименты в архитектуре.
В 1920 году он прочитал лекцию «О новом искусстве» на конференции УНОВИС в Смоленске, где у него родилась дочь по имени Уна.
Петроградский период (1922 – 1927)
В 1923 году он стал временным директором Петроградского Музея художественной культуры и оставался на посту до 1926 года, когда музей закрылся после статьи Г. Серого. Несмотря на это, с коллегами он продолжал работу до июня 1929 года.
В том же году он провел вторую выставку своих работ и выступил с докладом в ГАХН в Москве, создавая эскизы росписей для Петроградского государственного фарфорового завода.
В 1927 году он переехал в Киев и женился в третий раз на Наталье Манченко. В этом же году он участвовал в выставках в Берлине и Варшаве.
Творчество Малевича в эпоху политической нестабильности
Из-за репрессий в 1930 году он снова переехал в Ленинград, оставив свои картины архитектору Хуго Херингу, которые не вернулись к нему. Некоторые работы были переданы в музеи в Америке и Нидерландах. Его книга «Мир как беспредметность» была опубликована в Мюнхене. В условиях политической нестабильности в СССР Малевич задумался о переезде в Европу и начал собирать свои произведения в архив, который был перевезён в Берлин.
Творчество Казимира Малевича в Русском музее
С 1932 года он возглавлял экспериментальную лабораторию Русского музея, участвуя в экспозиции «Искусство эпохи империализма» и выставках художников РСФСР, где была создана, как полагают эксперты, последняя версия «Чёрного квадрата».
В 1932 году он почувствовал вдохновение в направлении реализма, но проект «Соцгород» так и остался на бумаге. В следующем году Казимир заболел раком предстательной железы, но через год всё равно принимал участие в выставке «Женщина в социалистическом строительстве», продолжая работать и творить даже в таких тяжёлых условиях.
Смерть
К сожалению, он умер в 1935 году в Ленинграде из-за болезни. В завещании он указал, что хотел бы быть похороненным в гробу в форме креста, однако организаторы проигнорировали этот момент, изготовив прямоугольный супрематический гроб. Его прах перевезли в Москву и кремировали в Донском крематории, а урну захоронили под любимым дубом возле Немчиновки с установленным кубическим монументом с чёрным квадратом.
Чёрный квадрат
Творчество Казимира Малевича стало известным благодаря «Чёрному квадрату», созданному в 1915 году и входящему в триптих с «Чёрным кругом» и «Чёрным крестом». Эта картина была задумана во время работы над сценографией для оперы «Победа над солнцем».
Существуют также красный и белый квадраты, составляющие философскую триаду: черный – символизирует экономию, красный – революцию, а белый – чистый акт. Казимир несколько раз создавал черный квадрат.
Первая версия хранится в Третьяковской галерее. Вторая версия с кругом и крестом была создана для выставки на бьеннале и отличается по пропорциям и размеру от оригиналов. Существуют мнения, что Малевич не сам создавал картины, а поручал это своим ученикам. Третий квадрат является точной копией первого, изготовленной по просьбе директора ГТГ, так как краска на первой работе стала трескаться. Он немного изменил пропорции, чтобы сделать картины различимыми.
Интересные факты из жизни Малевича
Его эскизы украшали чайные сервизы и столовые ложки на Петроградском фарфоровом заводе. Он разработал дизайн флакона одеколона «Северный» с фигуркой медведя на крышке, а сам флакон был выполнен в форме горы. Казимир также придумал слово «невесомость». В его кабинете были повсюду супрематические картины. Несмотря на то, что он считал своим годом рождения 1878, после его 125-летия стало известно, что настоящая дата – 1879. Кроме живописи, он писал книги, стихи и занимался дизайном.
Известные картины
Автопортрет, Белое на белом, Жницы, Зимний пейзаж, Корова и скрипка, Красный квадрат (Женщина в двух измерениях), Скачет красная конница, Супрематическая композиция, Точильщик, Черный квадрат.