Биография
Эльдар Александрович Рязанов запомнился нам как ироничная, решительная, смелая и невероятно талантливая личность. В его время многие творческие натуры страдали от политического давления и цензуры, но он нашел в себе силу и продолжал создавать.
Биография Рязанова отражает изменения эпох в стране. Он преодолел много испытаний, всегда оставался верным себе, а его лучшие фильмы продолжают вдохновлять нас и сегодня.
Детство и юность, годы войны, учеба во ВГИКе
Будущее культурное достояние родилось в 1927 году в Самаре. Его родители некоторое время жили в Тегеране, где папа работал в советском торгпредстве. Когда Эльдару исполнилось три года, семья вернулась в родные края и его отец, Александр Семенович, был назначен на должность в Москве. Однако вскоре он стал зависим от алкоголя, и мать, Софья Михайловна, оставила его, взяв сына с собой. Вскоре она вышла замуж за инженера Льва Коппа.
Ситуация в семье была непростой, но Лев Михайлович старался быть хорошим отцом для Эльдара. Мальчик любил книги и мечтал о великих путешествиях. В начале войны ему было всего 13 лет, поэтому он не участвовал в боевых действиях. Семья была эвакуирована в Куйбышев, где условия жизни были крайне тяжелыми.
Юный Рязанов хотел поступить на мореходное училище в Одессе, но учебное заведение также было эвакуировано. С 16 лет он решил изменить свои планы, сдал экзамены экстерном и поступил во ВГИК на режиссерский курс Г.М. Козинцева. Среди его наставников значился Сергей Эйзенштейн. Рязанов окончил институт в 1950 году с дипломом с отличием.
Первые работы в кино – от документальных лент до «Мосфильма»
После окончания ВГИКа Рязанов начал карьеру в ЦДСФ, где пять лет занимался документальным кино, путешествуя по стране. Он создавал фильмы о жизни оленеводов и рыбаков, а его детская мечта о путешествиях наконец-то осуществилась.
С 1955 года он стал работать на «Мосфильме», где его первой самостоятельной художественной работой стал музыкальный фильм «Весенние голоса». Иван Пырьев обратил внимание на комедийный талант Рязанова и предложил ему обратиться к жанру комедии, дав сценарий к фильму «Карнавальная ночь».
Несмотря на недовольство по поводу материала, он собрал актерский состав и начал работу. «Карнавальная ночь» стала настоящим хитом, даже если критика изначально была негативной. Через год вышел другой известный фильм Рязанова – «Девушка без адреса», который принес ему популярность.
Неповторимый стиль Рязанова – лирическая трагикомедия
В шестьдесят-семьдесят годы его фильмы выходили один за другим. Рязанова любила вся страна, ведь он создавал лирические трагикомедии, исполняя разнообразные жанры. К сожалению, некоторые работы не сразу находили зрителя. Например, фильм «Человек ниоткуда» был запрещен и увидел свет только в 1988 году.
Рязанов, преодолевая трудности, находил в себе мужество, чтобы противостоять критике и цензуре. Он работал с актерским составом, который составили знаменитые имена: Миронов, Яковлев, Голубкина и многие другие.
Фильмография Рязанова включает множество шедевров, таких как:
романтическая «Гусарская Баллада»;
история «Берегись автомобиля»;
комедия «Зигзаг удачи»;
трагикомедия «Старики-разбойники»;
В 1973 году он работал с итальянской командой и снял яркий фильм о приключениях итальянцев в России. Успех картины оказался грандиозным.
«Ирония судьбы»: советский культовый фильм, запрещенный горбачевской цензурой
Каждый режиссер сталкивается с моментом славы, и для Рязанова таким фильмом стала «Ирония судьбы или с легким паром». Этот новогодний фильм стал легендой и неформальным символом праздника, отмеченным Госпремией СССР, но во времена горбачевской перестройки он попал под запрет.
После этого последовала другая знаковая комедия – «Служебный роман», в которой Рязанов раскрыл еще одну сторону своего таланта, написав тексты песен. Его карьера продолжилась с такими фильмами, как «Гараж», «Вокзал для двоих» и многими другими.
Личная жизнь Рязанова
Эльдар Рязанов впервые женился во время учебы на однокурснице Зое Петровне Фоми. Счастливый брак длился двадцать лет, и у них родилась дочь Ольга. После развода у Рязанова появилась новая любовь – Нина Скуйбина, но увы, она рано ушла из жизни. После ее смерти Эльдар нашел утешение в лице своей подруги Эммы Абайдуллиной, и они поженились.
Работы Эльдара Рязанова после распада СССР
После распада СССР Рязанов остался предан своему делу, открыв собственный кинематографический клуб и возглавив Российскую киноакадемию. Несмотря на трудные времена для кино, он смог найти средства на новые проекты и выпустил новую комедию «Привет, дуралеи!». Критики положительно оценили его старания, однако его новейшие работы не достигли той глубины, которая отмечала его предыдущие фильмы.
В 2000–2007 годах вышло несколько других проектов, где он появлялся сам, создавая своеобразный «автограф» в каждой картине.
Последняя работа мэтра
В 2009 году вышел «Музыка жизни» – последний его масштабный проект, где он выступал сценаристом, режиссером и автором. Это была значимая работа, собравшая много фрагментов его предыдущих фильмов.
К сожалению, после этого Эльдар Рязанов уже не снимал, и последние годы его жизни были омрачены проблемами со здоровьем. 30 ноября 2015 года он ушел из жизни. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, а в Самаре был открыт дом-музей в его честь. Творческое наследие Рязанова продолжает жить.
Избранная фильмография:
Карнавальная ночь — 1956
Гусарская баллада — 1962
Дайте жалобную книгу — 1965
Берегись автомобиля — 1966
Зигзаг удачи — 1968
Старики-разбойники — 1971
Невероятные приключения итальянцев в России — 1973
Ирония судьбы, или С легким паром! — 1975
Служебный роман — 1977
Гараж — 1979
О бедном гусаре замолвите слово — 1980
Вокзал для двоих — 1982
Жестокий романс — 1984
Забытая мелодия для флейты — 1987
Дорогая Елена Сергеевна — 1988
Небеса обетованные — 1991