Неизменяемые наречия: добела и докрасна
Наречия «добела» и «докрасна» часто используются в сочетаниях «раскаленный добела» и «раскалиться докрасна», что означает нагревание до изменения цвета. Однако, «добела» также может означать «до абсолютной чистоты», как в пословице: Черного кобеля не отмоешь добела.

Сегодня ударение в этих словах ставят на третий слог: добела́, докрасна́.
Для запоминания правильного ударения можно обратиться к стихотворению Владимира Маяковского:
Идет
и горит
докрасна́,
добела́…
Да что городить околичность!
Я,
если бы личность у них была,
влюбился б в ихнюю личность.
Можно ли говорить по-другому?
Раньше нормой было ударение на первый слог: дóбела и дóкрасна. Такое произношение можно встретить в старых стихотворениях. Современные словари допускают оба варианта, но справочник «Русское словесное ударение» разрешает только ударение на третий слог: докрасна́.
Однако, произношение докра́сна считается ошибкой и никогда не использовалось.
При какой температуре и почему металл становится красным и белым?
Металл при нагревании начинает светиться разными цветами: сначала красным, затем оранжевым, желтым и, наконец, белым. Это связано с изменением спектра теплового излучения в зависимости от температуры.
До изобретения бесконтактных термометров кузнецы определяли температуру металла по его цвету. Сегодня специалисты часто используют выражения «до красного каления» (около 700-900 градусов) и «до белого каления» (около 1300 градусов).
Раскаленная докрасна подкова. Фото: Depositphotos
Эти выражения также используются в переносном смысле, например, «довести до белого каления» — значит разозлить или вывести из себя.
Примеры из литературы
Женщина, спустив платок с головы на плечи, положила на стол крепкие белые руки, сцепив пальцы докрасна.
Максим Горький. «В людях» (1915-1916)
Река, откуда веет приятной прохладой, накалена закатом докрасна.
А.С. Новиков-Прибой. «Судьба» (1920)
В горнах раскаляют сталь добела и потом куют ее в прессах, как тесто.
Б.А. Пильняк. «Волки» (1923-1924)
Посредине столярной мастерской горела раскаленная докрасна железная печка, и пять столяров на своих верстаках работали без телогреек и шапок.
В.Т. Шаламов. «Колымские рассказы» (1954-1961)
Они застыли в очень динамичных, полных изумления позах перед углом какого-то металлического сооружения, раскаленного чуть не добела.
И.А. Ефремов. «Туманность Андромеды» (1956)