Что такое теория трех штилей?
Теория трех штилей — это концепция, разработанная Михаилом Ломоносовым, которая устанавливает иерархию жанров в русской литературе. Согласно этой теории, выбор лексики зависит от темы произведения: высокие темы требуют возвышенного языка, а низкие — простого.

Эта иерархия была особенно важна в эпоху классицизма, когда смешение стилей считалось недопустимым.
В русском и других европейских языках выделяют три стиля: высокий, средний и низкий.
Когда появилась теория трех штилей?
Идея разделения языка на стили возникла еще в эпоху эллинизма и применялась как в театре, так и в ораторском искусстве. В Средние века эта концепция продолжала развиваться, но своего пика достигла в эпоху классицизма, в конце XVII — начале XVIII веков.
Иерархия стилей в живописи
В классицизме теория иерархии жанров нашла отражение не только в литературе, но и в живописи. Под влиянием Андре Фелибьена была создана система «высоких» и «низких» жанров, которая распространилась из Франции по всей Европе, включая Россию.
Искусство классицизма стремилось «увеселяя поучать», поэтому произведения оценивались в зависимости от их тематики. Наибольшее значение придавалось историческим и мифологическим сюжетам, а повседневные темы, такие как портреты и пейзажи, считались менее значимыми.
Иерархия стилей в литературе
В эпоху классицизма литературный язык также подвергся реформам. В Европе одним из ключевых реформаторов был Фенелон, а в России — Михаил Ломоносов, который разработал теорию трех штилей.
Ломоносов и язык
Во времена Ломоносова русский язык представлял собой смесь церковнославянских, просторечных и заимствованных слов. Ломоносов стремился упорядочить язык, чтобы он мог развиваться в соответствии с требованиями классицизма.
Три штиля Ломоносова
Ломоносов разделил жанры и лексику на три стиля: высокий, средний и низкий.
Высокий стиль использовался для од, героических поэм и важных речей. В таких произведениях применялись общеславянские и церковнославянские слова.
Средний стиль подходил для театральных пьес, элегий, сатиры и научных трудов. Здесь допускались церковнославянизмы, но с осторожностью.
Низкий стиль использовался в комедиях, письмах, баснях и песнях. Ломоносов предупреждал, что даже в этом стиле следует избегать грубости.
Влияние Ломоносова
Михаил Ломоносов остается одной из ключевых фигур в истории русского языка. Его теория трех штилей помогла очистить язык от излишнего влияния церковнославянского и заимствований, заложив основу для развития современного русского языка.