Классицизм — это… Идеи и черты классицизма, классицизм в литературе, русский классицизм

Что такое классицизм?

Классицизм — это большой стиль в европейском искусстве XVII-XIX веков, который опирается на принципы древнегреческого и древнеримского искусства. Искусство эпохи классицизма подвержено четким канонам, а иногда и иерархии, оно призвано воспитывать нравы и просвещать общество. Классицизм обращается к вечному, к идеальному, отбрасывая все случайное и временное.

Классицизм — это… Идеи и черты классицизма, классицизм в литературе, русский классицизм

Как любой большой стиль, классицизм затронул все сферы искусства, его можно проследить в архитектуре, литературе, скульптуре, живописи, театре и музыке.

Когда появился классицизм?

Слово «классицизм» происходит от латинского classicus — образцовое. Считается, что стиль появился в Западной Европе XVII века — в первую очередь, во Франции и Италии. Вторая волна — или «неоклассицизм» — приходится на вторую половину XVIII — начало XIX веков. В это же время стиль приходит и в Россию — у нас его называют просто «русский классицизм».

Классицизм в Европе и России

Важно не забыть, что в Европе и России под периодами классицизма и неоклассицизма подразумевается разное время. Русский классицизм совпадает по времени с европейским неоклассицизмом, европейский классицизм был на век раньше, а период неоклассицизма россии — на век позже.

Европа

Россия

Классицизм

XVII век

Конец XVIII — начало XIX века

Неоклассицизм

Конец XVIII — середина XIX века

Конец XIX- начало XX века

Идеи классицизма

Классицизм развивался под сильным влиянием идей эпохи просвещения, и в частности — философии рационализма Декарта. В традиции классицизма во главе угла стоит разум, а не чувства, он же является единственным возможным источником гармонии и красоты. Произведения искусства обязаны быть стройными и ясными, они должны быть подчинены четким законам логики, а их главная цель — «увеселяя научать».

Иерархия жанров классицизма

В эпоху классицизма считалось, что искусство должно нести в себе в первую очередь воспитательную роль. Благодаря этой логике, в живописи и литературе установилась строгая иерархия, где каждый жанр был на своем месте, а смешивать их считалось дурным тоном:

В художественных академиях выше всего ценилась историческая живопись, картины, которые описывали и трактовали события истории и мифологии, основываясь на определенной морали. Низким жанром считались картины на повседневные темы, портреты, пейзажи и натюрморты.

В литературе высокими жанрами считались трагедии, оды, эпопеи, мифологические и религиозные сюжеты и тд, а басни, комедии и сатира считались низким жанром. Тем не менее, и низкие жанры ярко развивались в эпоху классицизма: к этому жанру относятся, например, басни Лафонтена и комедии Мольера.

В русском классицизме иерархию жанров зафиксировал Михаил Ломоносов в теории «трех штилей»: высоким стилем считались оды, героические поэмы и трагедии, средним — элегии, драмы и сатира, а низким — комедии и басни.

Признаки классицизма

Для классицизма характерны в первую очередь подражание и канонизация античности. К темам античности художники стали обращаться почти сразу же после конца средневековья, но в 17 веке благодаря идеологии просвещения, Древний Рим и Греция действительно стали «золотым стандартом». Античные мотивы можно проследить во всех сферах искусства классицизма.

В театре

В театре каноном стало правило единства времени, места и действия, позаимствованное у древних греков. Пьеса должна была рассказывать об одном конфликте, который происходит в течение одних суток в одном месте. В таком формате писали Корнель, Расин и Мольер. Целью творчества становится поучение, а излюбленной темой — конфликт долга и чувств, героя и рока.

В поэзии

В искусстве классицизма разум стоит превыше всего, именно разуму должна подчиняться форма и содержание любого произведения искусства. Поэзию эти идеи тоже не обошли стороной: стихотворения классицизма должны были быть достаточно понятны, легки и строги, и при этом не жертвовать изяществом, не превратиться в пошлость. Самые известные поэты классицизма, Никола Буало во Франции и Михаил Ломоносов в России, писали трактаты о том, как правильно писать стихи, внедряли четкую структуру, высокий слог и патетику. Например, в «Письме о правилах российского стихотворства» Ломоносов представил «силлабо-тоническую реформу» — первую систему «метров» русского стихосложения.

В архитектуре

В архитектуре классицизм пришел на замену стилю барокко. Принципы стиля в архитектуре были сформулированы венецианским мастером Андреа Палладио.

Архитектуру классицизма отличает четкость и логичность форм, строгий, сдержанный декор и античный храмовый ордер, который был перенесен буквально на все, вплоть до частных домов.

Архитектурный классицизм множество раз менялся, принимал разные формы — его частью является как, например, наполеоновский ампир, который черпал вдохновение из имперского Рима, так и весь Санкт-Петербург, который почти целиком можно считать памятником классицизма.

Классицизм и сентиментализм

Сентиментализм возник на рубеже XVIII и XIX веков как антитеза рациональности классицизма. Если классицизм обращается к разуму, ставит долг и героизм превыше всего, то сентиментализм обращается к чувствам и эмоциям, к внутреннему миру. Для сентиментализма характерны отказ от пафоса и прямоты классицизма, и подчеркнутая чувствительность персонажей. Логика и ум больше не являются залогом гармонии, границы жанров стали мягче, а античные элементы используются уже без такой педантичности.

За сентиментализмом пришел романтизм, который по сути был открытым бунтом против идеологии классицизма. Тем не менее, мода на классицизм и его элементы время от времени возвращалась: в России конец XIX века иногда даже называют периодом «неоклассицизма», а архитектура заимствовала элементы классицизма вплоть до середины XX века. Наиболее яркий пример такого заимствования — это «сталинский ампир» в Москве.

  • Другие новости