Что такое гедонизм и гедонист
Гедонизм представляет собой стремление к наслаждениям и радостям. В контексте философии это направление этики, которое считает наслаждение высшим благом и целью жизни человека. То, что приносит радость — это добро, а то, что вызывает страдания — зло.

Гедонист — это человек, живущий ради удовольствий и всегда ищущий наслаждений. В упрощённом понимании, гедонист — это тот, кто всеми силами стремится к чувственным удовольствиям.
Синонимами слова «гедонист» являются: сибарит, жизнелюб, эпикуреец.
Ударение ставится на последний слог — гедони́зм. Термин происходит от древнегреческого слова ἡδονή — наслаждение, удовольствие.
Гедонизм в философии: Аристипп, Эпикур, Бентам
В теории философии ценностей гедонизм выступает как учение о наслаждении как смысле жизни и величайшем благе. Гедонисты верят, что удовольствие — это единственная подлинная ценность человека, а всё остальное — лишь средства для достижения удовольствия и уклонения от страданий.
Основателем гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп. Он учил, что счастье — это максимальное удовольствие, сопровождаемое отсутствием боли. Однако для достижения счастья необходимо не просто накапливать удовольствия, а уметь наслаждаться как телесными, так и духовными радостями, тем самым обретая свободу. Последователи Аристиппа в Кирене были известны как киренаики.
Другой древнегреческий философ, Эпикур, определял наслаждение как избавление от страданий и тревог. Он утверждал, что счастье достигается через атараксию — состояние освобождения от боли и беспокойства. Эпикур не поддерживал погоню за плотскими наслаждениями, а призывал ценить простые радости, такие как дружба, чтобы жизнь была прожита не зря.
В эпоху Рима возникло более примитивное понимание гедонизма как бесконечной гонки за физическими удовольствиями.
Вильгельм Котарбинский. «Римская оргия». Конец XIX века
Во времена Средневековья христианство противопоставило гедонизму аскетизм — отказ от материальных благ. Тем не менее, в эпоху Возрождения гедонистические идеи Эпикура вновь стали интересовать гуманистов. У просветителей XVIII века эти идеи воплотились в концепции разумного эгоизма — способности жить в своих интересах, не нарушая интересов окружающих.
Наслаждайся и дари наслаждение; не причиняй зла ни себе, ни другим — в этом и заключается суть нравственности.
Себастьен-Рок Никола де Шамфор
Британский философ и теоретик либерализма Иеремия Бентам (1748-1832) предложил новый философский подход к гедонизму. Он сформулировал теорию утилитаризма, утверждая, что общество должно стремиться к максимальному счастью всех своих членов.
В утилитаризме польза рассматривается не как личное счастье, а как «величайшая сумма общего счастья», что, по мнению британского философа Джона Милля, является конечной целью человечества в его работе «Утилитаризм» (1861).
Джон Милль, последователь Бентама, развивавший идеи утилитаризма. Портрет работы Г.Ф.Уоттса
Разница между гедонизмом, утилитаризмом и эвдемонизмом
Гедонизм как философская концепция утверждает стремление человека к приятным ощущениям. Он разделяется на этический и психологический гедонизм. Психологический гедонизм не даёт моральных оценок — это просто учение о том, что люди стремятся к наслаждениям и пытаются избегать страданий. Этический гедонизм — это учение о том, что человек должен стремиться к удовольствию.
Эвдемонизм — это этическое направление, которое признаёт стремление к счастью как критерием морали и основой человеческого поведения. Философия Эпикура находится ближе к эвдемонизму, поскольку он акцентирует внимание на удовольствии души, а не тела.
Утилитаризм — это этическое направление, оценивающее поступки по их результату и полезности для людей. Наилучшим считается то действие, которое приносит наибольшее счастье наибольшему числу людей; утилитаристы, как правило, не оделяют понятия удовольствия и счастья.
Примеры употребления терминов гедонизм и гедонист
Но если мы отрицаем гедонистическую мораль, которая в простоте решает вопрос, считая удовольствие благом, а страдание злом, то мы должны акцентировать внимание на этической ценности страдания.
С.Н. Булгаков. Основные проблемы теории прогресса (1902)
Успенский-то, как ты знаешь, страстотерпец был и чувствовал себя жертвой миру, а супруг мой — гедонист, но не только в смысле плотского удовлетворения, а также — духовных радостей.
Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина» (1928)
Гедонизм (включая «разумный эгоизм») предполагает, что человек может добровольно приносить себя в жертву, если это приносит ему удовольствие.
Л.Я. Гинзбург. «Записные книжки. Воспоминания. Эссе» (1920-1943)
Хотя среди студентов Бродского чаще всего были начинающие поэты, он, как и другие ценители литературного гедонизма — Борхес и Набоков, учил не писать, а читать.
Александр Генис. «Бродский в Нью-Йорке» (1996)
Наш долг — противостоять натиску пропаганды морального релятивизма, всепроникающего гедонизма, моральной вседозволенности и культа личного успеха, проповедуя образ Христа и слова евангельской истины.
Патриарх Кирилл. Доклад на Ежегодном епархиальном собрании Москвы (2009)
Мы помогаем им чудовищно разбогатеть, чтобы принести их в жертву силам ада. Кандидатов отбирают в раннем возрасте из среди склонных к гедонизму людей.
Виктор Пелевин. «Бэтман Аполло» (2013)