Аллегория — это метод передачи абстрактных понятий через конкретные образы. К примеру, картинка со скелетом и косой изображает смерть, в то время как голубь с оливковой ветвью является символом мира.

Слово происходит от греческого αλληγορία, что переводится как «иносказание».
Примером аллегории можно считать античную богиню Фемиду, символизирующую правосудие. Её изображают как женщину с весами и мечом, повязанным на глазах. Это подразумевает, что правосудие является слепым (судит не по лицам, а по делам), настойчиво наказывая, но прежде тщательно взвешивая все аргументы.
Статуя богини Фемиды — аллегория правосудия. Фото: Depositphotos
Аллегория всегда представляет собой иносказание. Объекты или понятия не называются прямо, а изображаются посредством системы намеков. Прямой смысл текста или изображения сохраняется, но дополняется переносным смыслом.
Тициан. Аллегория возрастов
Зачем нужна аллегория?
Аллегория широко применяется в искусстве и литературе.
Во-первых, она позволяет легко и наглядно представить сложные абстрактные понятия, которые сложно визуализировать.
Во-вторых, аллегория помогает автору выразить свои мысли и отношение к изображаемым явлениям.
В-третьих, позволяет обойти цензуру. Темы, о которых нельзя писать открыто, выражаются иносказательно. Российские публицисты XIX века часто обсуждали события в стране, используя заграничные или исторические метафоры. Этот прием называют «эзоповым языком» в честь древнегреческого баснописца Эзопа.
Аллегория в литературе
Существуют целые литературные жанры, основанные на аллегории: басня, притча, моралитэ. Например, в басне И.А. Крылова «Мартышка и очки» мартышка становится символом невежественного и самонадеянного человека, который критикует то, что ему непонятно.
Мартышка и очки. Иллюстрация В.А. Серова к басне И.А. Крылова.
Аллегория также встречается в других жанрах — в сказках, рассказах, повестях, романах. Например, повесть Джорджа Оруэлла «Скотный двор» аллегорически изображает общественные перипетии после революции, под лозунгами свободы и равенства скатывающиеся к диктатуре и тоталитаризму (это сатира на Советский Союз).
Обложка русского издания повести «Скотный двор».
Аллегория активно применяется в поэзии. К примеру, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» корабль символизирует одиночество и душевные метания:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Аллегория в данном контексте обогащена яркими и эмоциональными эпитетами.
Аллегория и олицетворение
Олицетворение — это перенесение человеческих качеств на неодушевленные предметы или абстрактные понятия. Например, у Ф.И. Тютчева: «Лазурь небесная смеется».
Олицетворение не обязательно подразумевает использование аллегории. Но никто не запрещает сочетать эти приемы в одном произведении.
Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть эпизод, где князь Андрей Болконский наблюдает за старым дубом и ассоциирует его со своими переживаниями: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.» Здесь дерево наделяется человеческими чертами, являясь аллегорией человеческой жизни.
Князь Андрей Болконский в исполнении Вячеслава Тихонова в фильме «Война и мир» 1967 года
Метафора и аллегория — в чем отличие?
Аллегория является одним из метафорических тропов, когда одно явление изображается и характеризуется через другое.
Иногда аллегорию в литературе называют развернутой метафорой. В аллегорическом произведении все образы являются переносным смыслом, связанными между собой метафорами.
Однако не все специалисты согласны с определением аллегории как расширенной метафоры, указывая на основное различие: метафора основывается на сравнении, в то время как аллегория — на иносказании.
Примеры аллегории в литературе
В «Божественной комедии» Данте человеческие страсти аллегорически представлены в виде различных зверей — пантеры, льва, волчицы.
Аллегория активно использовалась М.Е. Салтыковым-Щедриным. В сказке «Премудрый пискарь» высмеивается человеческое малодушие, в «Медведе на воеводстве» — власть и ее отношение к обществу. В «Истории одного города» жизнь города Глупова является аллегорией российской реальности.
М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Поэт» сравнивает поэта с старинным кинжалом:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?
А.С. Пушкин в стихотворении «Памятник» аллегорически размышлял о своем литературном наследии:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.