Люмпен — это представитель низших слоев общества, у которого нет собственности и постоянной работы. К числу люмпенов можно отнести бомжей, нищих, наркоманов, алкоголиков, уголовников и заключенных.

Часто к люмпенам попадают не по своей воле: это могут быть инвалиды, люди с психическими расстройствами или те, кто долгое время не может найти работу.
Синоним к слову люмпен — деклассированный элемент, то есть человек, который находится вне основных социальных групп и потерял связь с обществом и полезным трудом.
Другие синонимы: плебей, бич, босяк, нищеброд, чернь, низы.
Слово люмпен было введено в научный оборот Карлом Марксом и происходит от немецкого Lumpen — лохмотья, отрепье. Ударение ставится на первый слог: лю́мпен.
Люмпенизация общества — это рост доли люмпенов среди населения и распространение «психологии люмпенов», проявляющейся в отсутствии нравственных ориентиров и склонности подчиняться силе. Люмпенизация усиливается в условиях социального неравенства и кризиса, что можно проиллюстрировать примером пауперизации в период Промышленной революции в Англии, когда крестьяне теряли свои средства к существованию и становились нищими.
Люмпены и маргиналы — в чем разница?
Не следует путать люмпена и маргинала — это не синонимы.
Маргинал — это человек на границе различных социальных групп, своего рода «чужой среди своих», который не может принадлежать ни к одной группе.
Люмпен — это представитель низших слоев общества, тогда как маргиналы не всегда упадают на дно социальной иерархии. Маргиналы могут быть хорошо обеспеченными, владеть имуществом и пользоваться уважением, несмотря на отсутствие четкой социальной идентичности.
Что такое люмпен-пролетариат и кто такой люмпен-пролетарий?
Термин «люмпен-пролетариат» был введен Карлом Марксом для обозначения низших слоев рабочего класса. Согласно марксистскому взгляду, положение рабочих со временем ухудшается: пролетарии живут в условиях нищеты и полуголодного существования.
Люмпен-пролетарий — это деклассированный трудящийся.
Люмпен-пролетариат, этот пассивный продукт гниения самых низших слоев старого общества, иногда вовлекается пролетарской революцией в движение, но в силу своего жизненного положения гораздо более склонен продавать себя для реакционных козней.
Карл Маркс. Манифест Коммунистической партии (1848)
По аналогии с люмпен-пролетариатом иногда с сарказмом употребляют выражения «люмпен-богема», «люмпен-студенчество», «люмпен-интеллигенция» и так далее. Например, Виктор Пелевин в романе «Generation «П»» писал: «Это откликD на настроения широких слоев люмпен-интеллигенции, являющейся основным потребителем этих сигарет».
Люмпен и люмпены. Примеры употребления
Когда то же самое захотел повторить бессознательный пролетарий, представитель люмпен-пролетариата, то на все помещение затрубил, как из бочки, такой густой голосище, что все вздрогнули.
Андрей Белый. «Петербург» (1913-1914)
Кем я показался вам? Погибающим люмпен-пролетарием? Вы решили меня поддержать?
Ю.К. Олеша. «Зависть» (1927)
Так это ж просто какой-то уголовный тип. Люмпен.
В.П. Катаев. «Миллион терзаний» (1930)
Над городом властвовал порт с его люмпенами — грузчиками, босяками и жлобами.
К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни. Время больших ожиданий» (1958)
Возможен бунт еще более бессмысленный — бунт городских люмпенов.
Давид Самойлов. Общий дневник (1977-1989)
Люмпены — да, быдло — да, бомжи — да, охлос — да, тина, поднявшаяся со дна взбаламученного российского пруда, называйте как хотите…
Юрий Нагибин. «Тьма в конце туннеля» (1994)
Происхождение от люмпена или пропойцы считалось самым благонадежным в эпоху диктатуры пролетариата.
Ю.А. Сенкевич. «Путешествие длиною в жизнь» (1999)
В начале 90-х нищие молодые люмпены уходили не в революционеры, а в бандиты.
Юлия Латынина. «Самый угнетаемый и вооруженный класс России» // «Новая газета» (2003)
На Чусовой ныне образовалась большая прослойка своеобразного сельского люмпен-пролетариата, пробавляющегося подсобным хозяйством, разовыми работами и мизерными социальными пособиями (пенсиями).
Алексей Иванов. «Message: Чусовая» (2007)
Она купила себе худи, униформу арабско-негритянских люмпенов: мешковатую флисовую куртку с капюшоном и накладными карманами; в ней и ходила, набросив капюшон на голову…
Дина Рубина. «Русская канарейка. Блудный сын» (2014)