Памфлет – это остро-сатирическое произведение, касающееся актуальных общественно-политических вопросов. Проще говоря, памфлет представляет собой краткий обличительный текст, как, например: «Политический памфлет», «Ядовитый сатирический памфлет о ситуации в стране».

Основная задача памфлета – обличать. Он высмеивает проблемы и критикует недостатки.
Этим словом обозначается английское pamphlet – брошюра. В русский язык оно пришло в XVIII веке, причем ударение ставится на последний слог – памфле́т.
Памфлетист – это автор памфлетов. Устаревшее обозначение – памфлетёр. Памфлеты создавали многие известные писатели, такие как Петрарка, Франсуа Рабле, Джон Мильтон, Джонатан Свифт, Даниэль Дефо, Вольтер, Марк Твен и другие.
Девушка с корзинкой брошюр-памфлетов. Wikimedia
Отличия памфлета, сатиры и пасквиля
Памфлеты призваны осмеивать и порицать какие-либо явления или действия. Это не спокойная и рассудительная критика, а попытка вызвать у читателя недовольство и возмущение. Автор памфлета жестко критикует объект осуждения, прибегая к сарказму и переходу на личности при необходимости.
Синонимы к слову памфлет включают сатиру, пасквиль, диатрибу, инвективу.
В отличие от пасквиля, главный фокус памфлета не заключается в личных нападах на индивидуумов или группы. Когда в памфлете имеется критика, она обычно касается общественно-политической деятельности.
В отличие от сатиры, памфлет фокусируется на конкретных явлениях и событиях, а не на морали в целом.
Памфлет представляет собой отдельный жанр литературно-публицистической деятельности. Тем не менее, в переносном значении этот термин применяется к любым актуальным критическим произведениям. Словосочетание «памфлетность» может встречаться в различных литературных жанрах: роман-памфлет, пьеса-памфлет и так далее.
История памфлета
Слово «памфлет» появилось в XIV веке и изначально обозначало непереплетенную брошюру, не имеющую обложки.
Формирование памфлета как жанра публицистической литературы связывают с эпохой Реформации. Одним из первых мастеров этого жанра считается Эразм Роттердамский (1466-1536), автор «Похвалы глупости», направленной против феодалов и священнослужителей.
В XVII-XVIII веках памфлеты превратились в популярное средство политической борьбы и представляли собой печатные брошюры и листовки. В этом жанре творил, к примеру, Джонатан Свифт, известный благодаря «Путешествиям Гулливера».
Даниэль Дефо, автор «Робинзона Крузо», создал сатирический памфлет «Кратчайший способ расправы с диссидентами». В этом произведении Дефо от имени недалекого ультраконсерватора призывал к наказанию вольнодумцев. За эту насмешливую работу его подвергли судебному разбирательству, публичному осуждению и лишили свободы.
Даниэль Дефо у позорного столба. Художник Айра Кроу
Французские просветители XVIII века, включая Вольтера и Дидро, также создавали антицерковные, антидворянские и антимонархические памфлеты.
В России памфлет не нашел широкой популярности из-за жесткой цензуры, препятствовавшей распространению обличительных текстов. К числу антикрепостнических памфлетов можно отнести «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева – произведение, изданное на собственные средства автора, вызвало гнев императрицы Екатерины II, что привело к его аресту.
Александр Радищев. Портрет работы неизвестного художника. 1790
Памфлетами также можно считать «философическое письмо» Петра Чаадаева, что привело к размежеванию российских либералов на западников и славянофилов, а также «Письмо к Гоголю» Виссариона Белинского.
Тем не менее, XIX век ознаменовался тем, что газетные статьи вытеснили классический памфлет в виде брошюры. Позже жанром памфлета стали возвращаться только изредка.
Почему слово «памфлет» стало использоваться как негативное обозначение?
Чисто памфлетные работы в наши дни почти не существуют. Данным словом чаще обозначаются тексты в переносном смысле.
Нередко оно используется с осуждением, когда подвергается критике низкое качество художественного произведения или его предвзятость. Например: «Новый роман Пелевина – это не литература, а бездарный памфлет».
Гениальный памятник Трубецкого [императору Александру III] – благородная эпитафия самодержавия. Это не памфлет, не карикатура, как думают многие – это правдивый и глубокий образ.
Н.В. Устрялов. «Медный всадник»
Открытие памятника Александру III работы Паоло Трубецкого. Фото 1909 года. Многие расценили этот памятник как «карикатуру и памфлет»
Примеры употребления памфлета
Судит о таком-то не как Наполеон, а как парижский памфлетёр…
А.С. Пушкин. Письмо Л.С. Пушкину (1825)
Что же Гете тогда толковал, что политика ниже его, а теперь пустился в памфлеты?
А.И. Герцен. «Записки одного молодого человека» (1840)
Его пригласили к сотрудничеству в лучшие журналы, и он начал то тут, то там печатать свои критические и памфлетические статьи.
А.Ф. Писемский. «В водовороте» (1871)
Прекратилась война физическая, но моральная продолжалась по-прежнему: партии перестреливались памфлетами и пасквилями.
Кондратий Биркин (П. П. Каратыгин). «Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий» (1871)
Это, конечно, схематическое, памфлетное изображение настроений, но франк в этой схеме все же играет первенствующую роль.
В.В. Маяковский. «Семидневный смотр французской живописи» (1923)
В памфлетах, изданных в те годы, впервые и как бы издали слышатся раскаты грозы — приближалась английская буржуазная революция.
М.М. Морозов. «Вильям Шекспир» (1951)
Чего там нельзя сказать, будем договаривать в летучих листках, в прокламациях, памфлетах — нелегально.
В.М. Чернов. Перед бурей. Воспоминания (1953)
Его лучшие книги были в прошлом; он сделался автором памфлетов…
Н.Н. Берберова. «Железная женщина» (1978-1980)
Книга эта, помнится, мне не понравилась – слишком сильно было в ней памфлетное начало…
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. «Жук в муравейнике» (1979)
На антифашистском памфлете Демьяна Бедного, предназначенном для «Правды», Сталин сделал пометку: «Передайте этому новоявленному «Данте», что он может перестать писать».
Рой Медведев. «О Сталине и сталинизме. Исторические очерки» (1989)
Не успел он еще толком напечататься в трех номерах «Столицы» со своими псевдолитературными памфлетами, стилизованными под папуасскую письменность, как читательские массы уже прошиб леденящий ужас.
Иван Охлобыстин. «Горе от ума» // «Столица» (1997)