Кто такие юродивые. Юродство и блаженные на Руси

Юродивый — в христианстве нищий безумец, аскет-подвижник. Юродивый ради Христа — «божий человек», не признающий ни мирских благ, ни авторитета властей, ни общественной морали. Он не имеет дома, а порой и одежды, носит вериги — железные цепи для «смирения плоти» — и питается отбросами, говорит непонятные вещи. По представлениям верующих, за показным безумством юродивого скрываются божественная мудрость и подвиг христианского смирения, он обличает грех и не боится говорить правду сильным мира сего.

Кто такие юродивые. Юродство и блаженные на Руси

На Руси в качестве синонима слова «юродивый» использовали слово «блаженный».

«Юродивый» происходит от старославянствого «оуродъ» или «юродъ» (ѫродъ) — то есть «дурак», «безумец». Это обозначение может использоваться и в прямом смысле — сумасшедший, ненормальный, и в переносном значении — глуповатый человек, чудак. Например, у А. Некрасова: «У каждого свой сказ про юродивого помещика». У А. Чехова: «С этим юродивым я и разговаривать не стану».

«Юродивый». Картина П.А. Сведомского

В юродивых видят отражение Иисуса Христа. «Будьте подражателями мне, как я Христу», — призывал апостол Павел в Послании к Коринфянам. Безумие Павел трактует как отречение от неправедного мира: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…»

«Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? — задается вопросом апостол. — Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом…»

Василий Блаженный

На Руси юродивые пользовались особым почитанием в XIV-XVI веках. В это время блаженный становится «ходячей мирской совестью, живым образом обличения людских пороков», считал историк Василий Ключевский. Русская православная церковь причислила к лику святых более тридцати юродивых.

Самый известный московский юродивый — Василий Блаженный или Василий Нагой. Его именем до сих пор называют Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Именно там хранятся мощи юродивого, причисленного к лику святых в 1588 году.

Храм Василий Блаженного (Собор Покрова на Рву). Фото: DepositphotosРассказывали, будто Василий обладал даром предвидения и совершил множество чудес. Его чтил и побаивался сам царь Иван Грозный «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда юродивый заболел и был при смерти, царь с царицей посещали его, сообщается в словаре Брокгауза и Ефрона. Когда блаженный скончался, сам царь с боярами несли его тело, а погребение совершал митрополит Макарий.

Сообщали, что у гроба Василия происходят чудеса. При патриархе Иове чудотворца причислили к лику святых, а царь Федор Иоаннович повелел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного.

Василий Блаженный. Икона

Никола Салос

Другой знаменитый юродивый — Николай Салос или Миколка Свят — также жил при Иване Грозном. По преданию, он спас от массовых казней Псков, когда царь Иван Васильевич со своими опричниками отправился в карательный поход против псковичей.

Никола встретил царя по дороге и обрушился на него с руганью и проклятиями, рассказывал об этом Джеорм Горсей — английский дипломат в Московском царстве. Юродивый пригрозил, что государь погибнет, если осмелится тронуть кого-то из жителей Пскова. Иван Грозный убоялся пророчества и повернул назад: так псковичи избежали страшной участи.

Другие источники сообщают, что Никола встретил царя в постный день и предложил тому отведать мяса, заявив, что Иван Васильевич — кровопийца. Также рассказывают, что блаженный предсказал смерть царскому коню, а затем и самому государю, если тот тронет Псков. Когда конь действительно пал, Иван IV испугался и пощадил псковичей.

Никола Салос на картине А.П. Рябушкина «Иоанн Грозный с приближенными»

Никола Салос погребен под псковским собором Святой Троицы.

Юродивый в трагедии и опере «Борис Годунов»

Юродивый Николка Железный Колпак — персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Он появляется лишь в одной сцене и произносит семь коротких реплик: диалогов со старухой, подавшей ему копеечку, с мальчишками, отнявшими эту копеечку, и, наконец, с Борисом Годуновым, у которого он просит защиты («Николку дети обижают») и наказания обидчиков: «Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича».

Таким образом, Николка оказывается единственным, кто не побоялся бросить в лицо царю Борису Годунову обвинения в убийстве, хотя за глаза об этом говорят и другие персонажи трагедии. «Нельзя молиться за царя Ирода», — говорит юродивый, пользуясь своим особым статусом, своего рода неприкосновенностью.

Иван Козловский в роли Юродивого в опере «Борис Годунов»

Пушкин признавался, что «никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак Юродивого».

В опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов» Юродивый почти дословно воспроизводит пушкинский текст. Однако затем Николка появляется еще раз и пророчествует о наступлении “смутного времени: «Скоро враг придет, и настанет ночь. Горе, горе Руси тогда…» Плачем блаженного опера и заканчивается.

​Лейтесь, слезы, лейтесь,
Слезы горькие.
Плачь, плачь, душа
Православная,
Скоро враг придет,
И настанет тьма,
Темень темная,
Непроглядная.
Плачь, плачь, русский люд,
Голодный люд…

  • Другие новости