Юродивый — это фигура в христианстве, представляющая собой аскета-подвижника, который отказывается от мирских благ и авторитета властей. Он живет в нищете, иногда без одежды, и носит вериги, символизирующие смирение. Его существование наполнено непонятными речами и отказом от общества. Однако за этим наружным безумием скрывается мудрость, а юродивый становится голосом правды, обличая грехи сильных мира сего.

На Руси слово «юродивый» часто употреблялось как синоним слова «блаженный».
Слово «юродивый» происходит от старославянского «оуродъ» или «юродъ» (ѫродъ), что означает «дурак» или «безумец». Это слово может означать как сумасшедшего, так и в переносном смысле — странного человека. Например, у А. Некрасова можно встретить фразу: «У каждого свой сказ про юродивого помещика». У А. Чехова встречается: «С этим юродивым я и разговаривать не стану».
«Юродивый». Картина П.А. Сведомского
Юродивые в православной традиции рассматриваются как отражение Иисуса Христа. Апостол Павел в своем Послании к Коринфянам призывал: «Будьте подражателями мне, как я Христу». Он трактует безумие как отречение от неправедного мира: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе…». Павел также поднимает вопрос: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?»
Василий Блаженный
На Руси юродивые пользовались особым почитанием в XIV-XVI веках. В это время блаженный становился «ходячей мирской совестью», обличая людские пороки, как указывает историк Василий Ключевский. Русская православная церковь причислила к лику святых более тридцати юродивых.
Самый известный московский юродивый — Василий Блаженный или Василий Нагой. Его именем назван Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, где хранятся его мощи, причисленные к лику святых в 1588 году.
Храм Василий Блаженного (Собор Покрова на Рву). Фото: Depositphotos
Существуют легенды о том, что Василий обладал даром предвидения и совершил множество чудес. Царь Иван Грозный также отзывался о нем с почтением. Когда блаженный заболел, царь с царицей посещали его, как указывается в словаре Брокгауза и Ефрона. Когда блаженный скончался, сам царь с боярами несли его тело, а погребение совершал митрополит Макарий.
Сообщалось, что у гроба Василия происходили чудеса. При патриархе Иове его причислили к лику святых, а царь Федор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного.
Василий Блаженный. Икона
Никола Салос
Другой знаменитый юродивый — Николай Салос, он же Миколка Свят, также жил во времена Ивана Грозного. По преданию, он спас Псков от массовых казней во время карательного похода царя.
Никола встретил царя на дороге и обрушился на него с проклятиями, угрожая, что Иван погибнет, если тронет псковичей. Царь вернулся назад, и так псковичи избежали ужасной участи.
Другие источники повідомляють, что Никола встретил царя в постный день и предложил съесть мясо, указывая на то, что Иван Васильевич — кровопийца. Он также предсказал, что царский конь упадет, если царь попытается тронуть Псков. И когда это произошло, Иван IV испугался и пощадил псковичей.
Никола Салос на картине А.П. Рябушкина «Иоанн Грозный с приближенными»
Никола Салос похоронен под псковским собором Святой Троицы.
Юродивый в Трагедии и Опере «Борис Годунов»
Персонаж Николка Железный Колпак из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» появляется только в одной сцене и произносит несколько реплик, обращаясь к царю с просьбой о защите от обидчиков. Он становится единственным, кто открыто обвиняет царя в убийстве, используя свой статус юродивого для выражения правды.
Иван Козловский в роли Юродивого в опере «Борис Годунов»
Пушкин отмечал, что не мог упрятать все свои «уши под колпак Юродивого». В опере Модеста Мусоргского Юродивый воспроизводит текст Пушкина, добавляя предсказание о наступлении «смутного времени», заканчивая свое появление плачем о судьбе Руси.
Лейтесь, слезы, лейтесь,
Слезы горькие.
Плачь, плачь, душа
Православная,
Скоро враг придет,
И настанет тьма,
Темень темная,
Непроглядная.
Плачь, плачь, русский люд,
Голодный люд…