Гротеск в литературе и живописи. Что значит слово гротеск

Гротеск — это высшая форма комического, проявляющаяся в чрезмерном преувеличении или контрастном сочетании, где серьезное и трагическое переходят в область комического.

Гротеск в литературе и живописи. Что значит слово гротеск

Значения слова

В разных жанрах искусства гротеском называют: 1) изображение, состоящее из причудливого сочетания деталей и мотивов; орнамент, украшенный изображениями растений, животных, масок и фигурок людей; 2) художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении и необычном контрасте, соединяющем комическое и фантастическое; 3) название типографского шрифта с одинаковой толщиной штрихов (устар.); 4) вид танца, основанного на эксцентричных приемах в театре и цирке.

Происхождение слова

Термин «гротеск» произошёл от французского grotesque, что переводится как «причудливый». Его корни восходят к итальянскому слову grotta — «грот, небольшая пещера или впадина».

Фото: Depositphotos

Сегодняшнее значение слова связано с живописью. В XV веке археологи нашли подземные залы «Золотого дома» Нерона, разрушенного в результате пожара в 64 году н.э. В помещениях прекрасно сохранились фрески с причудливым орнаментом из растений и животных. Со временем, под воздействием влаги, они начали разрушаться, но благодаря этой находке возникло слово «гротеск», которое изначально обозначало любое искаженное изображение.

Фото: Depositphotos

В наше время в разговорной речи гротеск также обозначает странные и искаженные формы и заменяет прилагательные такие как «странный», «фантастический», «эксцентричный» и «уродливый».

Гротеск в литературе

Гротеск в литературе представляет собой комический прием. В отличие от юмора и иронии, гротеск несет в себе сочетание комического со страшным. Первый исследователь этого жанра, германский историк литературы Карл Фридрих Флёгель (Geschichte des Groteskkomischen, 1788), писал: «В изобразительных искусствах гротескно-комическое проявляется в карикатуре, индивидуализация которой доведена до предела невозможного, а также в юмористическом контрасте, где могут сочетаться сами по себе некомические вещи».

Во Франции одним из главных мастеров гротеска был Франсуа Рабле. В своем пятитомном романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он исследует основы мировоззрения Ренессанса и высмеивает его противников.

Также гротеск активно использовался Чарльзом Диккенсом. В России к этому приемчику обращались Ф.М. Достоевский, который, согласно Гофману, стремится в своих романах «забавной перетасовкой деталей затронуть сердце читателя», Н.В. Гоголь (например, в повести «Нос»), а в XX веке — М.А. Булгаков и И.Г. Эренбург.

  • Другие новости