Пишут, что банки грозят блокировкой за перевод в 1000 рублей. Как и за что блокируют карты?

27 ноября Рунет взбудоражили публикации о том, что банки якобы начали требовать от клиентов обоснования по мелким операциям — переводам на сумму от 1000 рублей. В банках заверили, что никаких дополнительных ограничений не вводили и массовых блокировок не устраивают. Центробанк указал, что речь может идти лишь о запросе на подтверждение операции.

Пишут, что банки грозят блокировкой за перевод в 1000 рублей. Как и за что блокируют карты?

Слухи, что банки, налоговая или ЦБ начинают бороться с переводами с карты на карту, возникают регулярно. Стоит ли верить в массовые блокировки и «налог на карточные переводы»? За что действительно могут заблокировать операцию и счет или даже внести клиента в «черный список»?

Чем пугают на этот раз?

Клиентам банков начали звонить с требованием объяснить финансовые операции по карточкам на сумму в 1000 рублей, написала во вторник газета «Известия» со ссылкой на трех собеседников — клиентов «Бинбанка», «Сбербанка» и «Тинькофф Банка».

Некая Анастасия утверждала, что «Бинбанк» потребовал ее обосновать «экономический смысл операции» на тысячу рублей и угрожал аннулировать карту. Клиент «Сбербанка» Николай рассказывал, что его 1000-рублевый платеж провели лишь после предоставления документов. А клиент «Тинькофф банка» Виталий заявил, что его карту заблокировали за полученную тысячу и требовали данные карт, с которых ему перевели эти деньги.

С подачи «Известий» об этих жалобах написали РИА Новости, «Лента.ру», РБК и другие популярные издания.

Скриношты публикаций на сайтах РИА Новости, «Лента.ру» и РБК.

Что ответили в банках?

«Сбербанк» не занимается массовой блокировкой карт или счетов, заявили вскоре в пресс-службе. А если какая-то операция вызывает подозрение о мошенничестве, то к клиенту обращаются за подтверждением — если человек подтверждает операцию, ее немедленно проводят, заявили в «Сбербанке». О том, как работает закон о заморозке подозрительных операций, мы подробно рассказывали ранее.

«Критерии проверки финансовых операций клиентов строго закреплены в законодательстве и бытовые переводы между гражданами не входят в периметр контроля», — отметила пресс-служба «Сбербанка» в комментарии «Известиям».

«Тинькофф Банк» также сообщил, что массовой блокировки по переводам нет.  «Бинбанк» не вводил никаких дополнительных требований к клиентским переводам, заявили в его пресс-службе.

Откуда берутся слухи? Что еще говорят о карточных переводах?

Источником тревожной информации стала газета «Известия», сенсационные публикации которой часто опровергают в тот же день. Так получилось и на этот раз. Но неподтвержденные рассказы трех москвичей уже успели разлететься по СМИ и вызвать бурное обсуждение в блогосфере.

Относиться к подобным историям следует осторожно. Разговоры о борьбе с карточными переводами возникают регулярно и заканчиваются ничем. Минувшей зимой звучали размышления о 13-процентном налоге с любых поступлений на карту (в действительности такой налог не предусмотрен).

А в начале лета соцсети наполнились сообщениями, что с 1 июля 2018 года банки станут передавать сведения об операциях граждан в налоговую инспекцию, и та будет автоматически брать налог. В действительности с 1 июля ничего в отношении денежных переводов не изменилось. ФНС отдельно заверила, что налоги с поступлений на карты брать не планируется.

Однако тревожные слухи продолжили появляться. Например, в ноябре 2018 года в соцсетях стали писать о звонках из «Сбербанка», который якобы блокирует клиентов за оплату товаров и услуг переводом с карты на карту. «Сбербанк официально заявляет, что не соответствует действительности информация о том, что Сбербанк якобы производит обзвон своих клиентов с целью блокировки карт за совершение переводов с карты на карту при оплате товаров и услуг», — сообщили тогда агентству ТАСС пресс-службе банка.

Но карты и переводы все-таки блокируют? За что?

Для банка обзванивать клиентов по каждому 1000-рублевому переводу невозможно физически, а блокировать за них карты — еще и невыгодно. Но отсутствие массовых блокировок не означает, что именно вашу карточку или операцию не заморозят как «подозрительную».

Закон о блокировке сомнительных операций по банковским картам вступил в силу 26 сентября 2018 года. Его цель — пресекать действия мошенников, которые пытаются вывести деньги с чужой карточки. Согласно закону, при подозрении на мошенничество банк обязан немедленно связаться с клиентом и запросить подтверждение: действительно ли человек отправлял деньги или кто-то пытается это сделать без его ведома? Если подтверждение получено, операция проводится. Если нет — отменяется. Если связаться с клиентом не удалось, операция откладывается на два рабочих дня.

ЦБ назвал три трипа «подозрительных» операций, на которые нужно получать подтверждение. Транзакции могут приостанавливать, (1) если получателем средств является уже известный дроппер — мошенник, занимающийся выводом денег; (2) если при платеже использовано устройство, ранее замеченное в хакерской атаке; (3) если клиент совершает нетипичную операцию — ее объем, место и время сильно отличаются от операций, которые клиент проводил ранее.

«Однако в этом случае банк не обязан выяснять происхождение средств или назначение платежа. Все, что ему необходимо — это получить от клиента подтверждение платежа или отказ от его проведения», — сообщили РЕН ТВ в Центробанке.

Техническая реализация и конкретные параметры сделок полностью отданы на усмотрение банков.

  • Внимание! Если вам звонят «из банка», пугают блокировкой и требуют назвать данные карточки — это мошенники

Докажи, откуда деньги. Почему проблема все-таки есть?

Мелкие карточные переводы пока никто не запрещает, но расслабляться клиентам российских банков не стоит. Во-первых, под третий пункт ЦБ (нетипичные операции) можно подвести что угодно.

Во-вторых, в стране действует 115-й федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Банки порой трактуют его очень широко.

Мы однажды рассказывали о деле гражданина Зайцева, на счету которого заблокировали 4,5 миллиона рублей, полученные от продажи автомобиля Lexus. Разрешить конфликт удалось лишь в суде. Другому клиенту банк отказался выдать наличными 56 миллионов рублей со счета, потребовав подтвердить происхождение этих денег.

Существует целый ряд критериев, которые указывают на сомнительные «отмывочные» операции. Например, если на счет приходит несколько маленьких платежей, а человек одновременно снимает всю сумму — банк может насторожиться. Таких критериев у банков порядка 40, так что попасть под блокировку можно совершенно неожиданно для себя.

Сложившаяся ситуация обусловлена в первую очередь отсутствием четких и понятных правил регулирования, поясняет экономический аналитик Дмитрий Адамидов в комментарии ura.news: «Банки исполняют требования 115-ФЗ, возможно, слишком формально и чересчур ретиво. Но это следствие общей регулятивной политики ЦБ, который довольно произвольно казнит или милует банки». А поскольку материальной ответственности за необоснованную блокировку операций банки не несут, спорные ситуации возникают нередко.

Когда власти возьмутся за переводы с карты на карту?

Доля безналичных операций в России растет: в одном только «Сбербанке» с карты на карту переводятся триллионы рублей. Существенная часть этих операций — теневые расчеты за товары и услуги, подозревают аналитики. Государству, конечно, хотелось бы взимать налоги с таких платежей.

Но пока власти пытаются обойтись другими мерами в борьбе с теневым бизнесом. 28 ноября президент Владимир Путин подписал закон о налоге на профессиональный доход — 4-процентном сборе с самозанятых граждан. Эксперты, однако, сомневаются, что люди захотят выходить из тени и платить эти деньги. А это значит, что со временем новые инициативы по борьбе с нелегальными платежами могут стать реальностью.

Сейчас у российских банков нет обязанности делиться с налоговыми органами сведениями об операциях по счетам граждан. ФНС может лишь запрашивать у банков данные в отношении конкретных лиц в рамках проверок. Но договориться об информационном обмене тот же «Сбербанк» и налоговики теоретически могут, если такое желание возникнет. По-видимому, это вопрос времени и политической воли.

Если же «карточные репрессии» правда начнутся, теневые предприниматели в ответ могут перейти на наличные. Начнется новый-старый виток «гонки финансовых вооружений».

  • Другие новости