Икона небытия
«Черный квадрат» Казимира Малевича — одно из самых узнаваемых произведений искусства XX века. Созданный в 1915 году, он стал символом нового искусства, отвергающего традиции и стремящегося к эпатажу. Малевич назвал свое направление супрематизмом, что означает «высший». Это искусство, лишенное предметности, уводящее зрителя в космические дали. «Черный квадрат» стал иконой небытия, жирной точкой в истории искусства.

Черный замысел
Идея «Черного квадрата» не возникла спонтанно. Малевич долго вынашивал ее, используя сложную смесь черных красок для достижения глубины цвета. Современные исследования показали, что под слоем черной краски скрываются две цветные композиции, что породило гипотезу о том, что художник просто замазал старые работы. Однако, скорее всего, это было связано с нехваткой холста и идеями экономии, проповедуемыми супрематизмом.
Wikimedia Commons
«Битва негров ночью»
Идея черного квадрата как произведения искусства появилась задолго до Малевича. В XVII веке он использовался в книгах для иллюстрации темноты Вселенной. А в 1882 году французский писатель Альфонс Алле представил три монохромные картины, включая черную, белую и красную. Малевич знал об этом и даже оставил на полях своего «Квадрата» надпись «битва негров ночью», отсылая к работе Алле. Однако, в отличие от Алле, Малевич не шутил с публикой, а создал серьезное произведение, ставшее символом нового искусства.
С сайта arthive.com
Несмотря на споры о художественной ценности, материальная ценность «Черного квадрата» не вызывает сомнений. Хотя картина не продается, так как входит в коллекцию Третьяковской галереи, ее оценивают в 20 миллионов долларов.
Казимир Малевич, снимок 1900 года. Из коллекции РИА Новости