Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предлагает внести изменения в регулирование долгосрочных тарифов для аэропортов, сообщили источники «Ведомостей».
Служба считает нужным исключить из расчета долгосрочных тарифов (от трех лет и более) расходы аэропорта и нормативную прибыль на инвестиции, если параметры согласованного проекта превышены. Это касается случаев, когда инвестор решает построить более вместительный терминал или если проект становится дороже после его одобрения правительственной комиссией.
Если возникнет такая ситуация, ФАС предлагает рассчитывать прибыль и расходы инвестора на основе стоимости аналогичного проекта, ранее утвержденного комиссией, с учетом инфляции.
Один из источников уточнил, что изменения касаются постановления правительства № 293 «О госрегулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах». Эти поправки планируется внедрить для новых проектов, которые начнутся с 1 марта 2025 года.
К примеру, в 2025 году запланирована реконструкция аэропорта Ставрополя с бюджетом 3,4 миллиарда рублей. Старое здание будет преобразовано в международный терминал. Также в модернизацию до 2030 года включены аэропорты Сочи и Краснодара.
В настоящее время ФАС устанавливает долгосрочные тарифы на регулируемые услуги при условии одобрения правительственной комиссией инвестпроектов по строительству и улучшению инфраструктуры аэропортов. К таким услугам относятся сборы за взлет-посадку и безопасность авиаперевозок.
В середине 2010-х годов ФАС начала дерегулирование тарифов в московских аэропортах, а в 2020 году — частично в «Пулково» (Санкт-Петербург). Долгосрочные тарифы уже действуют в ряде крупных региональных аэропортов для обеспечения окупаемости их модернизации, включая «Платов» в Ростове и аэропорты Перми и Нижнего Новгорода.
В текущей версии постановления № 293 нет четких указаний для регуляторов по поводу превышения расходов на инвестиционные проекты. Документ лишь требует от ФАС учитывать необходимость ограничения тарифов для конечных пользователей (авиакомпаний) согласно установленным методикам. В апреле 2024 года Петр Иванов, тогдашний заместитель главы ФАС, отмечал, что служба устанавливает долгосрочные тарифы с учетом интересов как инвесторов, так и перевозчиков.
Подготовленный проект изменений в постановление № 293 направлен на снижение затрат авиакомпаний, что должно положительно сказаться на ценах на авиабилеты.