Психологи объяснили, почему мы видим «лица» у неодушевлённых предметов

Люди нередко замечают, что неодушевленные предметы напоминают человеческие лица, выделяя черты, подобные глазам, носу, бровям. Например, облака на небе могут выглядеть как акварельные портреты, а розетка на стене может напомнить озадаченный или недовольный смайлик. Американский режиссёр Дэвид Линч в своем сериале «Твин Пикс» использовал «улыбающийся» мешок в качестве одной из ключевых деталей, молния которого напоминает человеческий рот. Психологи из Австралии исследовали, как формируются такие образы и как мозг реагирует на «лица» неодушевленных предметов.

Психологи объяснили, почему мы видим «лица» у неодушевлённых предметов

Соцсети

Этот феномен, известный как парейдолия, или выявление человеческого лица в формах неодушевленных объектов, представляет собой распространенное свойство человеческой психики. Подобные иллюзии могут наблюдаться как у психически здоровых людей, так и у тех, у кого есть психические расстройства. Согласно одному из недавних исследований, с парейдолией чаще сталкиваются женщины, которые недавно стали матерями.

Исследователи из Университета Квинсленда и Квинслендского технологического университета выяснили, что мы распознаём иллюзорные лица объектов так же, как и настоящие человеческие лица, используя аналогичные механизмы. Более того, такие образы значительно влияют на восприятие гендера и эмоций.

Психологи объяснили, почему мы видим «лица» у неодушевлённых предметов

Соцсети

В рамках эксперимента приняли участие 85 студентов старших курсов, большинство из которых были девушками, и их средний возраст составил 19 лет. Исследуемым показали изображения предметов, в которых ранее другие участники видели мужские и женские лица с выражениями радости или гнева. Задачей студентов было описать выражаемые эмоции, классифицировать их и оценить по шкале Ликерта, насколько эти лица кажутся приятными и женственными.

Участники эксперимента быстрее и точнее распознавали радостные выражения на изображениях, которые воспринимались как женские, чем на тех, что ассоциировались с мужскими. Выражение гнева с меньшим количеством ошибок определялось на картинках, которые напоминали мужское лицо. Аналогичные выводы были сделаны в предыдущих исследованиях, касающихся реакций на настоящие мужские и женские лица.

Кроме того, так называемое «преимущество счастливого лица» (ускоренное распознавание счастливых лиц по сравнению с другими эмоциями) наблюдалось только для изображений, которые участники классифицировали как женские. Это говорит о том, что существует большая склонность воспринимать женские лица как счастливые. Это также согласуется с результатами предыдущих исследований, где рассматривались реальные человеческие лица.

Психологи объяснили, почему мы видим «лица» у неодушевлённых предметов

Соцсети

Авторы исследования предполагают, что человеческий мозг использует одни и те же механизмы для обработки иллюзорных лиц, что и для реальных, обрабатывая и оценивая значимую информацию. В частности, мозг ассоциирует положительные эмоции с положительно оцениваемыми социальными категориями.

По словам исследователей, полученные данные помогут более точно понять механизмы распознавания и оценки лиц. Эта информация важна для понимания работы мозга в нормальных условиях и возможных нарушений в ходе нейродегенеративных и психических заболеваний: «Настоящие результаты подтверждают гипотезу о том, что неодушевленные объекты с иллюзорными чертами лица, которые ошибочно воспринимаются как лица, активируют те же механизмы, что отвечают за идентификацию выражений лиц и определение пола по человеческим лицам. Необходимо глубже изучить наши поведенческие реакции как на реальные, так и на иллюзорные лица, чтобы получить полное представление о механизмах, составляющих основу человеческого социального интеллекта».

Ранее мы рассказывали, почему некоторые моменты запоминаются на всю жизнь. Уже было известно, что нейроны головного мозга хранят информацию в виде структуры сильных и слабых синаптических связей, определяющих функционирование нейронных сетей. Подробнее – здесь.

  • Другие новости