«Боинг» и «Аэробус» отказались обслуживать самолёты. Чем это грозит

AllDaily уже писал о возможных тяжёлых последствиях международных санкций для автомобильной отрасли. Однако для авиационной они угрожают оказаться значительно более разрушительными. Рассказываем, чем военная операция России на Украине может обернуться для отечественных воздушных перевозок.

«Боинг» и «Аэробус» отказались обслуживать самолёты. Чем это грозит

В чём заключаются санкции

В начале марта компании Airbus и Boeing отказались обслуживать суда, находящиеся во флоте российских авиакомпаний. К ним присоединился бразильский производитель Embraer, которому принадлежит немало региональных самолётов (например, они составляют 16% авиапарка S7).

Теперь всем этим судам недоступны новые комплектующие и техническое обслуживание.

Кроме того, чиновники ЕС требуют в течение марта вернуть самолёты, которые нашим перевозчикам предоставляют в лизинг европейские (в основном ирландские) компании. А это, например, практически все российские «Аэробусы».

Какие могут быть последствия

О возможных последствиях санкций говорят много, но ясно, что потенциально они могут лишить Россию сколько-нибудь крупных авиаперевозок на годы вперёд.

Если к европейским требованиям вернуть самолёты в лизинге присоединится США (то есть — «Боинг»), отечественные компании будут обязаны отдать примерно 50–55% своего авиапарка.

И это не самое страшное. Самолёты можно было бы выкупить (это предлагали для «Аэрофлота»), а то и попросту отказаться возвращать, раз уж с Западом и так жёсткий конфликт.

Однако без техобслуживания и новых деталей хватит всех этих самолётов очень ненадолго. В течение одного-двух месяцев в ремонте будут нуждаться абсолютно все суда. Частично проблему можно решить перераспределением деталей между аппаратами (так называемый «авиационный каннибализм»), но это породит огромные трудности с международной страховкой, да и продлит жизнь судов максимум на несколько месяцев.

Трудно будет и доставать запчасти на «чёрном рынке» — российские компании используют слишком современный модельный ряд. Поэтому решить проблему по примеру санкционного Ирана не получится.

Отечественные суда также не позволят оперативно исправить ситуацию. Самый популярный российский пассажирский самолёт — Sukhoi Superjet — зависим от иностранных деталей немногим меньше, чем «Боинги» с «Аэробусами». А полностью отечественный вариант SSJ-New поступит в эксплуатацию ближе к середине 2020-х — об этом рассказал «Царьграду» директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Примерно такая же ситуация с ещё одной российской разработкой — МС-21. «Чтобы запустить его в серию, нужно три-пять лет», — сказал «РЕН-ТВ» заслуженный пилот России Юрий Сытник.

Ситуацию с отечественными судами осложняет и то, что они летают на иностранной электронике.

Последний вариант — обратиться к советскому наследию. Здесь варианты есть — прежде всего это Ту-204/214 и Ил-96, который до сих пор перевозит высших отечественных должностных лиц. Однако с широкого производства эти машины давно сняты из-за неэкономного расхода топлива. Насколько быстро получится поставить их на конвейер и имеет ли вообще смысл настолько отматывать время назад — очень большой вопрос.

«Эта ситуация вне существующих рамок, вне правил»

Судя по всему, спасти российские авиаперевозки от долгой депрессии и стагнации может лишь скорое снятие санкций. Надежды на это тоже есть: ведь создавшаяся ситуация грозит проблемами и зарубежным компаниям. Иронично, что они начнутся именно в том случае, если российские перевозчики вернут лизингодателям все самолёты — около 700–800 штук.

«Для лизинговых компаний это колоссальные убытки. Они перестанут получать платежи, плюс получат головную боль: что делать с этими самолётами, как их содержать, надо их куда-то пристраивать. Это обрушит не только цены на вторичном рынке, но и лишит Boeing и Airbus продаж новых самолётов. 700 самолётов — это годовой выпуск всего Boeing», — сказал авиаэксперт Роман Гусаров.

Большие проблемы подтверждают и европейские респонденты. «Только при первичном подсчёте расходов на доставку 500 бортов из России становится ясно, что мы все сразу — банкроты. Проще разориться, чем забрать эти самолёты! И даже если мы заберём эти самолёты — что с ними делать? Они нам не нужны, и продать их невозможно», — отметил глава Ассоциации лизинговых компаний Европы Фил Сеймур.

«Эта ситуация вне существующих рамок, вне правил, — подытожил авиаэксперт Дмитрий Адамидов. — Оптимально для всех было бы эти санкции обойти, но в Евросоюзе всех ослушников карать будут».

  • Другие новости