Риск дефолта на фоне санкций: может ли в России повториться 1998-й

Кредитный рейтинг России в оценках крупнейших мировых агентств резко скатился до «мусорного». На фоне тотальных санкций они сочли высокой вероятность дефолта. Что это значит и грозит ли россиянам «повторение» 1998-го?

Риск дефолта на фоне санкций: может ли в России повториться 1998-й

Что значит «мусорный» рейтинг?

Ещё недавно у России был средний уровень надёжности в рейтингах Moody’s и Fitch. Это был нижний порог, но всё же страна оставалась в числе стабильных экономик, которым можно доверять, куда можно инвестировать. Проще говоря, мы были «худшими среди лучших».

Теперь Россия резко свалилась в рейтинги стран, ненадёжных и опасных для инвестирования. У них либо шаткая и уязвимая экономика, либо они близки к дефолту, либо уже находятся в процессе банкротства или состоянии дефолта. В этих «мусорных» рейтингах Moody’s и Fitch мы сейчас где-то посередине.

Ещё ниже Россию спустило третье крупнейшее агентство S&P. Присвоенный им рейтинг CCC- означает, что «дефолт или реструктуризация долга представляются неизбежными в течение шести месяцев – если не возникнут непредвиденные благоприятные изменения».

Дефолт: как было в 1998-м и что имеем сейчас

Что имеют в виду рейтинговые агентства, говоря о риске дефолта для России? Тем самым они предупреждают о высокой вероятности того, что государство и российский частный бизнес не смогут или откажутся платить в срок по своим внешним долговым обязательствам.

Сейчас такой риск возник из-за масштабных экономических санкций и ответных мер российских властей. Фактически только это может сделать Россию технически неплатёжеспособной – а не то, что ей «нечем платить».

Это ключевое отличие нынешней ситуации от дефолта 1998 года: тогда бюджет страны был глубоко дефицитный, а золотовалютные резервы крайне малы. Сейчас всё наоборот: бюджет 2022 года был спланирован как профицитный, то есть с превышением доходов над расходами, а резервы огромны. При этом государственный внешний долг, словами экономиста НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, «неприлично маленький» – 59,5 млрд долларов.

Правда, здесь появляется существенное «но»: санкции против Центробанка РФ заморозили его резервы, хранящиеся за рубежом – а это большая часть того самого огромного запаса в 640 млрд долларов, который был бы надёжным гарантом от любого дефолта. Теперь Россия не может забрать эти средства.

Кроме того, президент Путин в качестве ответных мер запретил выводить из России валюту, в том числе расплачиваться валютой по договорам займа. Это, по сути, тоже делает российских заёмщиков технически неплатёжеспособными: даже если деньги есть, перевести их иностранцам нельзя.

Сейчас или позже: будет ли дефолт?

Однако неспособность России платить по долгам при таких условиях не приведёт к дефолту, уверены российские экономисты и финансовые аналитики.

«Фактически проблема у кредитора, а не у заёмщика. Данные обстоятельства могут быть признаны форс-мажором, – рассуждает директор по стратегии инвесткомпании «Финам» Ярослав Кабаков. – Обычно в договорах есть пункт об обстоятельстве непреодолимой силы, форс-мажоре, который не позволяет выполнить условия договора. В таких случаях действие договора о кредитовании приостанавливается до тех пор, пока обстоятельство не исчезнет. При этом контрагент избавляется от ответственности за неисполнение обязательств, если докажет, что выполнить их было невозможно».

Георгий Остапкович убеждён: «Дефолт нам не грозит ни при каких раскладах. В 1998 году из-за банкротства государства многие заводы банкротились и их активы распродавались. Но сейчас всё это нам пока не грозит».

После дефолта-1998. Reuters

Первый вице-президент Центра стратегических разработок Глеб Покатович напомнил, что объём Фонда национального благосостояния сейчас составляет 13,6 триллиона рублей – это 10,2% ВВП. «Если исключить активы, затронутые санкциями, и ценные бумаги российских компаний, серьёзно подешевевшие в результате обвала на фондовом рынке, то оставшийся объём средств ФНБ все равно выглядит значительно», – отметил он.

«Таким образом, учитывая существенный запас ликвидности и меры по стабилизации ситуации на финансовом рынке, вероятность дефолта по долгу Российской Федерации объективно крайне низкая», – заключил эксперт.

В то же время аналитики американского банка JPMorgan не исключают, что дефолт по внешнему долгу случится уже в апреле, если Россия не сможет расплатиться по графику. Всего в марте страна должна выплатить более 700 млн долларов. Следующая дата выплаты двух купонов по облигациям – 16 марта, но России даётся 30-дневный «льготный период». Таким образом, «формальное начало дефолта» отодвигается до 15 апреля, передаёт Reuters.

Хуже 1998-го?

Что касается дефолта по внутрироссийским долговым обязательствам (как раз то, что ударило по россиянам в 1998 году – грубо говоря, государство занимало деньги у самих граждан, а потом не смогло вернуть), то сейчас это вообще не рассматривается экспертами как угроза.

Но и «незаметно» это всё, к сожалению, не пройдёт. 3 марта с мрачным прогнозом выступил бизнесмен Олег Дерипаска.

«Железный занавес уже опустили, это уже факт… Госбанки – мы поймём через три недели, что с ними осталось… Кризис минимум года на три, жесточайший – умножайте кризис 1998 года на три. Выход из этого кризиса с учетом опыта накопленного и с пониманием всего, что произошло, будет найден. Тем не менее главный и первый шаг – это достижение мира», – заявил он в ходе Красноярского экономического форума (цитата по видео «Коммерсанта»).

Дерипаска на Красноярском форуме, кадр видео. Дела Красноярск / YouTube

Гендиректор консалтингового агентства для бизнеса INFOLine Иван Федяков высказал мнение, что ситуация для России сейчас даже хуже, чем в 1998 году.

«Если сравнивать текущую ситуацию с 1998 годом, нужно понимать, что тогда не было санкций. Мы могли продолжать работать и, опустившись на дно, могли от него оттолкнуться. А сейчас на дне нас будет удерживать санкционное давление», – сказал он «Новым известиям».

В «дефолте» на сей раз рискует оказаться не государство, а сами россияне: «Покупательская способность, которая и так не была особенно высокой, будет только снижаться. Огромная инфляция, которая нас сейчас захлестнёт, может привести к банкротству населения по кредитам, и у ряда россиян возникнут финансовые проблемы».

  • Другие новости