Воктябре 2012 года Королевский институт культурного наследия вБельгии приступил креставрации знаменитой работы фламандского художника Яна ван Эйка Гентского алтаря. Спустя 4 года реставрационных работ, входе которых специалисты совершили ряд открытий, восстановление алтаря наполовину завершено. Наружные панели полностью отреставрированы иснова готовы предстать перед посетителями Собора Святого Бавона вГенте.
Янван Эйк был одним изсамых влиятельных художников эпохи раннего Возрождения. Онсовершил революцию вразвитии живописи Нидерландов иБельгии впервой половине 15-го века ивывел еенасовершенно новый уровень. Ван Эйк невероятно точно передавал свои наблюдения зареальным миром, блестяще использовал цветовую палитру, мастерски владел техникой масляной живописи втупору это было настолько ново, что вскоре появился миф, будто именно ван Эйк является изобретателем масляной живописи.
Гентский алтарь или Поклонение божественному агнцу, который ван Эйк создал для собора Святого Бавона вГенте, стал его самым известным творением. Художник работал над 12-панельным полиптихом вместе сосвоим старшим братом Губертом изакончил работу лишь в1432 году, после его смерти. Стех пор этот великолепный алтарь считается одним извеличайших сокровищ вмире искусства.
Первоначально реставраторы Гентского алтаря планировали удалить относительно новую ретушь иокисленный современный лак, атакже закрепить подлинные слои краски, однако вскоре обнаружили, что под более поздним подкрашиванием (датируется 1617 веком) был еще один слой, осуществовании которого ничего небыло известно втечение нескольких столетий. Это означает, что более 400 лет люди даже недогадывались, насколько качественна техника исполнения Гентского алтаря.
Специалисты приступили квосстановлению подлинника, ирезультат оправдал все ожидания: подлинник, который был скрыт под слоями краски, сохранился вхорошем состоянии лишь нанекоторых участках лак выцвел инаблюдались просветы.
Мыстали свидетелями очень редкого события возрождения произведения искусства спустя почти 600 лет после его создания (1432 год). Панели алтаря теперь гораздо ближе ксвоему первоначальному внешнему виду, инаних видны новые иконографические элементы. Входе реставрации нам открылась прекрасная техника живописи братьев ван Эйк, вкоторой прослеживается ихнесравнимая манера наблюдения ичеткое понимание взаимосвязи между светом иматериалом, что позволило имсоздать уникальную иллюзию трехмерности наплоской поверхности. Цвета, детали, складки иихглубина, выявленные впроцессе реставрации, отличаются высоким качеством иполностью характеризуют стиль ван Эйка, прокомментировал руководитель проекта реставрационных работ Барт Деволдер.
После неожиданного открытия прошло четыре года, итеперь отреставрированные наружные панели Гентского алтаря снова находятся всоборе Святого Бавона. Остальные панели, как ожидается, будут отреставрированы в2019 году итоже вернутся всобор.
Тем временем внутренние панели алтаря реставрируются вМузее изящных искусств вГенте. Ссамого начала реставрации ивплоть доеезавершения в2019 году посетители Музея изящных искусств вГенте могут наблюдать затем, как идут работы повосстановлению алтаря застеклом.
Втечение всего периода реставрационных работ вгентском музее Caermersklooster проходит выставка Тайны Гентского алтаря. Выставка охватывает почти 6-вековую историю панелей алтаря. Наряду спостоянной работает ивременная экспозиция, посвященная конкретным темам. Например, сейчас проходит временная выставка Тайны реставрации. Наружные панели Гентского алтаря, которая рассказывает опредыдущих этапах реставрационных работ. Для посетителей подготовлено видео спроекцией панелей внатуральную величину, оно длится всего несколько минут, ноохватывает 4 года реставрационных работ. Выставка продлится до28мая 2017 года.