Кризис это возможности и спад меньше, чем мог бы быть — таковы основные постулаты в оценке текущей ситуации с туризмом и авиаперевозкой, озвученные в среду на традиционном форуме ДомодедовоТуристические маршруты. Осень-зима 2016/2017. Все отмеченные тенденции туррынку хорошо известны внутренний и въездной туризм растут, международный падает (однако в два раза медленнее, чем основная его причина курс доллара). Специфически авиационным трендом можно назвать значительно большее воздействие неблагоприятных факторов на региональную авиаперевозку, в то время как аэропорты МАУ практически не потеряли в объемах и постепенно занимают все большую долю в общем объёме российских перевозок. В целом эксперты Домодедово настроены вынуждено-оптимистично, и рассчитывают, что кризис может быть преодолен к следующему летнему сезону за счет развития туристической инфраструктуры России, роста российской экономики, развития новых рынков и возможного снятия ограничений на полеты.
В первом квартале 2016 года пассажиропоток упал на 7%. Основные причины этого проявились ещё осенью прошлого года это, последовательно, уход Трансаэро, закрытие Египта, а за ним и Турции. На этом фоне результат в -7% не так уж и плох, — оценил директор по авиационному маркетингу Домодедово Вячеслав Грушин. Кроме того, по словам эксперта, при сравнении с предыдущим кризисом 2008-2009 года оказывается, что рост курса в 2015-2016 составил 59%, а это в два раза выше, чем в предыдущий кризис, однако динамика авиаперевозок оказалась на этот раз лучше.
В ноябре авиакомпании достаточно резко переместили провозные емкости на внутренний рынок. При этом перелеты в целом стали дешевле, чем в 2013 году, — отметил Вячеслав Грушин. Лидером по приросту на внутреннем рынке за 2015-2016 годы ожидаемо стал Симферополь туда объем вырос практически в два раза. Далее следует Сочи на 36%. Причем в горнолыжный сезон рост перевозок по маршруту Москва Сочи вообще достиг 41%.
На международном рынке ожидаемо фиксируется спад пока минус 31%, и в целом выездной турпоток снизился до 12.1 млн пассажиров с 17.6 млн в 2014 году. Однако этот спад в два раза меньше, чем падение курса рубля за тот же период, — подчеркнул Вячеслав Грушин. При этом, по его словам, наиболее пострадавшими оказались дальнемагистральные направления ещё на осеннем форуме прогнозировалось, что уход Трансаэро окажется критичен для таких направлений, в основном туристических, для которых после банкротства перевозчика просто не окажется достаточно бортов, способных к беспосадочным перелетам на такие расстояния. Так и случилось: Канкун потерял 25% объемов перевозки, а такие направления как Маврикий и Санья были потеряны практически на 100%. В целом объемы по зимнему пляжному отдыху упали на 23%, что связано в первую очередь с закрытием Египта, а также отменой дальнемагистральных направлений.
При этом въездной туризм продемонстрировал рост с 2.6 млн пассажиров до 2.9 млн. Генерирует прирост в основном Китай и другие азиатские страны, однако есть прирост и из Израиля, Испании, Германии и ряда других европейских стран. В целом въездной туризм составляет примерно 25% из всего фиксируемого в статистике Домодедово турпотока.
Отметим, что для аэропортов Московского авиаузла (МАУ) кризис объемов авиаперевозки оказался менее существенным, чем для региональных аэропортов наблюдается явная переориентация турпотоков на Москву как главный хаб страны. Так, аэропорты МАУ приняли всего 24.8 млн. пассажиров, почти не изменившись по сравнению с прошлым годом, в то время как в регионах этот показатель упал с 7.3 до 5.5. В итоге на данный момент доля МАУ составляет примерно 80% всех авиаперевозок, а если добавить петербургское Пулково, то на столичные аэропорты придется более 90%.
Летом 2017 года произойдет восстановление пассажиропотока аэропортов России, после чего ожидается рост на уровне 4.8% в год. Восстановление может произойти за счет развития туристической инфраструктуры России, роста российской экономики, развития новых рынков и возможного снятия ограничений на полеты, — резюмировал Вячеслав Грушин. А пока турбизнесу необходимо оказывать поддержку её методами поделились представители министерств по туризму и дипкорпуса Израиля, Доминиканы, Индии и претендующей на выход на российский рынок Албании.
В свою очередь Вячеслав Грушин отметил, что и сам аэропорт Домодедово не сворачивает своих вложений в инфраструктуру за счет личных средств аэропорта идет обновление и расширение действующих мощностей Домодедово. А за счет федерального бюджета к 2018 году планируется постройка второй взлетной полосы аэропорта.