Долги турфирмы «Верса» предлагается покрыть её автобусами

На торги выставлено имущество обанкротившегося в Санкт-Петербурге осенью 2014 года туроператора Верса. В том числе в списке лотов — 12 автобусов, а также оргтехника и невещественное имущество в виде товарных знаков. Эксперты рынка подчеркивают, что случаи вещественного имущества, попадающего на торги по банкротству турфирм, как правило, крайне редки, поскольку кроме оргтехники и собственно бренда, иных активов у банкротов обычно нет. Впрочем, даже уникальный случай с Версой навряд ли поможет пострадавшим турагентствам, т.к. хотя обычно вырученные от реализации имущества средства идут кредиторам первой очереди, но в данном случае деньги достанутся банкам, в залоге у которых находятся автобусы Версы.

По информации Ведомостей конкурсный управляющий Версы Екатерина Огиря опубликовала на едином портале сведений о банкротстве условия торгов имуществом компании. Отдельными лотами предполагается продать 12 белых автобусов MAN Lions Coach, которые находятся в залоге у Промсвязьбанка. В списке имущества также оргтехника и товарные знаки. Общая стоимость автобусов 132.3 млн руб., в зависимости от их состояния цена варьируется от 10.8 млн до 11.1 млн руб. за штуку. Дата торгов еще не назначена.

Автобусы выпущены в 2011 г., их пробег от 150’000 до 180000 км, а изношенность от 21.62 до 22.44%, оценщики классифицируют это как хорошее состояние, следует из материалов дела (стоимость нового MAN Lions Coach в ноябре 2015 г. составляла 285000 евро). При этом туроператорские компании относятся к данному имуществу без энтузиазма, подчеркивая, что автобусы уже вступают в то состояние, когда на поддержание их в рабочем состоянии придется затрачивать значительные средства.

Напомним, что в целом к Версе, объявившей о приостановке деятельности в сентябре 2014, было предъявлено более 1500 заявлений о взыскании задолженности, большая часть из них приходится на требования физических лиц. Но самое крупное требование у Промсвязьбанка на 107.3 млн руб.

Обычно у банкротящихся туроператоров реального имущества нет. В лучшем случае — мебель и оргтехника. Однако и в случае Версы кредиторам деньги за автобусы все равно не достанутся, — прокомментировала ситуацию корреспонденту инфогруппы ТУРПРОМ Мария Булатова, руководитель юридической фирмы Ирма Аудит, имеющая опыт конкурсного управляющего. Причина в том, что автобусы уже являются залоговым имуществом. 80% от их продажи пойдёт на погашение требований залогового кредитора — банка. 20% должны пойти та текущие расходы 5% на расходы по процедуре, и 15% — на удовлетворение требований кредиторов 1-й и 2-й очереди, в том числе по заработной плате сотрудников. Соотношение цифр не случайно. Долг перед банком 107 млн., начальная цена продажи автобусов — 132 млн. Т.е. банк рассчитывает получить свои 107 млн. полностью, т.е. как раз 80% от цены продажи, — прокомментировала Мария Булатова. При этом если автобусы не будут куплены за эту стоимость, то пойдет снижение цены. На вторых торгах — на 10%. Затем на торгах в форме публичного предложения — в соответствии с графиком, определенном Положением о торгах. Если кредиторов 1-й и 2-й очереди у Версы нет, то разница в цене поступит в конкурсную массу на расчеты с кредиторами 3-й очереди. Но если автобусы будут проданы не за 132 млн, а дешевле, то разница (при отсутствии кредиторов 1-й и 2-й очереди) — также уйдет сначала на погашение требований залогового кредитора, — подчеркнула Мария Булатова.

Отметим, что нередко обанкротившимся туроператорам удавалось уводить свои вещественные активы от продажи по банкротству в том числе и по решению суда. Например, в рамках дела о банкротстве Пучкова арбитраж Московского округа признал законной сделку, по которой он подарил своей дочери коттедж в московском районе Южное Бутово площадью 580 квадратных метров и стоимостью 30 миллионов рублей незадолго до банкротства туроператора Ланта тур вояж.

Часто бывает так, что активы турфирм минимальны и состоят из наполовину мифических задолженностей партнеров. Которая, понятное дело, не всегда материализуется. Но даже если реальные активы есть, как в данном случае, до туристов и турагентов денежные компенсации доходят крайне редко, — отметил Александр Байбородин, руководитель юридической кампании Александра Байбородина. Тому, по оценкам эксперта, есть три причины. Во-первых, процедура банкротства может длиться несколько лет. Во-вторых, основные кредиторы как правило банки, авиакомпании и иные крупные контрагенты. Туристам часто причитаются гроши. Но в таких ситуациях многие туристы все равно настаивают на включении их в реестр кредиторов. Ведь услуги юристов для туристов обычно недороги и составляют всего несколько тысяч рублей, — резюмировал Александр Байбородин.

  • Другие новости