Жесткая посадка «Трансаэро»: кто и как будет спасать авиакомпанию?

26 октября Трансаэро прекратила выполнение полетов из-за вступившего в силу приказа Минтранса о лишении перевозчика сертификата эксплуатанта (хотя еще в пятницу печать на этом приказе не стоял и была слабая надежда, что это решение отменят из-за желания S7 спасти Трансаэро). Согласно расписанию аэропорта Внуково, последний рейс Трансаэро UN 965 Москва-Гонконг, вылетевший из Москвы 25 октября в 21:05, совершил посадку в пункте назначения в 26 октября 06:32. А в понедельник перевозчик начал возвращать свои самолёты лизингодателям.

Напомним, что 21 октября министр транспорта Максим Соколов заявил о том, что сертификат эксплуатанта Трансаэро будет аннулирован с 26 октября. Росавиация завершила проводимую проверку, и эксперты подписали соответствующий акт, в котором дальнейшая деятельность авиакомпании Трансаэро становится невозможной. Поэтому подписан приказ об аннулировании сертификата эксплуатанта у компании Трансаэро начиная с 26 октября этого года, — сказал тогда Максим Соколов. Однако, несмотря на это главный акционер Сибири и Трансаэро Владислав Филев, хотя достоверной информации о заключении сделки не поступало, намерен продолжить борьбу за проблемного перевозчика. В его поддержку также выступила часть банков-кредиторов Трансаэро, согласившись на конвертацию долга в акции компании.

Однако не всё оказалось так просто. Часть банков, по мнению г-н Филева, отказавшись от конвертацию долга, заняла антигосударственную позицию. Как отмечают аналитики, это прежде всего госбанки, выдававшие кредиты Трансаэро под госгарантии, а значит они ничего не потеряют в случае банкротства перевозчика. В самих несогласных банках эту информацию опровергли, заявив, что до сих пор никаких конкретных предложений они не получали. Более того, по словам источника Известий, они сами выходили на г-н Филева около месяца назад с предложением купить Трансаэро, но он ответил отказом.

Издание отмечает, что пока не совсем ясна позиция правительства РФ по плану Филева. Федеральный чиновник, знакомый с ситуацией, сообщил Известиям о том, что на данный момент в правительстве никто не обсуждает новый план спасения Трансаэро. Никто никаких документов, подтверждающих совершение сделки между Филевым и Плешаковым, не видел, причем, как мы понимаем, их также не видели представители рынка или СМИ, отметил он.

По мнению Натальи Филевой, совладельца S7, Сбербанк и ВТБ не заинтересованы в поддержке плана по спасению Трансаэро, так как в этом случае им не удаться получить докапитализацию от государства. Все частные банки-кредиторы согласны с нашим планом спасения Трансаэро объединением ее с авиакомпаниями Сибирь и Глобус, и конвертацией долга в акции, мы отдадим до 49% объединенной компании, рассказала Ведомостям Наталья Филева. По её словам согласие на такой план спасения Трансаэро уже дали: Новикомбанк, банк МФК, Абсолют банк, Московский индустриальный банк, Московский кредитный банк и банк БФА.

По мнению экспертов, Трансаэро могут спасти лишь лоббистские ресурсы банков, заинтересованных в возвращении долга, ведь иначе списанный долг перевозчика после его банкротства может потянуть на дно многих кредиторов. Так, по данным издания, среди банков, которые предлагали сохранить Трансаэро, были и Международный финансовый клуб Прохорова, и Новикомбанк дочка Ростеха. Именно у этих банков долги авиакомпании занимают существенную долю их капиталов. По словам начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, долг авиакомпании перед МФК может составлять от 1 до 6 млрд рублей притом, что ,согласно данным отчетности на 1 октября 2015 года, капитализация банка составляет 9.8 млрд рублей. Также за спасение Трансаэро должны выступить и представители авиабизнесса, заинтересованные в сохранении компании, в числе которых председатель совета директоров и владелец аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик. Для него банкротство Трансаэро также чревато серьезными убытками. По мнению экспертов, S7 является основным перевозчиком Домодедово, поэтому можно с уверенностью заявить, что Владиславу Филеву стоит ожидать поддержку с этой стороны.

Заинтересован в спасении Трансаэро и туристический рынок, резонно полагающий, что без этой авиакомпании уровень конкуренции в авиаперевозки существенно снизится, а значит поднимутся цены и ухудшатся условия сотрудничества для турфирм. Впрочем, лоббистких усилий туррынка явно не достаточно, поэтому его позицию на верху вообще в расчет никто не принимает.

Добавим, что в понедельник, 26 октября, стало известно о намерении Дмитрия Сапрыкина, являющегося гендиректором Трансаэро, обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве авиакомпании. Стоит отметить, что в суде уже находятся два заявления о банкротстве перевозчика от Сбербанка и Альфа-банка.

  • Другие новости