Conlucia представит новую премьеру – оперу «Плащ»

Опера Плащ — это вторая работа нашего молодёжного театра. Если первая Любовный напиток — это лёгкая и игривая комедия, то Плащ — это настоящая драма и история любви, где есть всё и счастье, и боль. Зрителя постановка держит на одном дыхании. Режиссёру Светлана Высоцкой удалось сделать постановку очень чувственной и искренней. Главные партии исполняют Пётр Налич, Ваагн Багдасарян, Анна Авакян, — рассказал руководитель театра оперы Conlucia Константин Камынин, выступивший ассистентом режиссёра в этой постановке.

Conlucia представит новую премьеру – оперу «Плащ»

Константин Камынин добавил, что дирижёром постановки стал Алексей Верещагин, художником-постановщиком — Александр Тончев, костюмы для спектакля создавал дизайнер Alex Mazurin

Что скрывает плащ

В атмосферу этой истории вы попадаете сразу, едва переступив порог: занавеса здесь нет, всё близко, и сине-лунный тускловатый полусвет окутывает и сцену, и зрительный зал… Нагромождения ящиков, телеги, свисающие цепи только ли рабочий инструмент, или аллегория тех самых цепей, которые так рвался потерять пролетариат? Или эти цепи невидимыми узами сковывают всех участников драмы, приводя их к неизбежной развязке?..
Молодой талантливый театр Conlucia поставило Плащ Джакомо Пуччини: действие по возможности приближено к зрителю, и здесь есть что рассматривать в самых мелких деталях. Это как хорошее кино, которое, если разобраться, построено во многом на хорошем театре: здесь есть яркие характеры, сильные чувства и великолепная игра, и каждая деталь сценографии работает на общий эффект. Ещё здесь есть замечательные молодые голоса ведь театр, о котором идет речь, оперный. Эмоционально постановка так сильна, что превосходит в этом смысле многие мировые аналоги: это роковое сплетение кипящих страстей захватывает и не отпускает.
Сюжет оперы прост: это любовный треугольник. Владелец баржи Микеле (баритон, исполняет Ваагн Багдасарян) и его жена Жоржетта (сопрано, Анна Авакян) тяжело переживают потерю своего ребенка. Но как оказалось, ребенок был практически единственным, что связывало эту пару. Жоржетта больше не любит Микеле, она влюблена и взаимно в грузчика Луиджи (тенор, Петр Налич). Луиджи страстно желает соединиться с любимой, требует, чтобы она сделала выбор он не хочет делить ее с кем бы то ни было. Страсти нагнетаются: Микеле начинает подозревать измену. Жоржетта договаривается с Луиджи об условном сигнале для свидания она чиркнет на барже спичкой. Но по роковому совпадению спичкой чиркает Микеле, раскуривая трубку. Луиджи попадает прямиком в руки Микеле, тот убивает его и прячет под старым плащом тем самым, что спасал когда-то его с Жоржеттой от непогоды… Выходит Жоржетта ей стало совестно, что она была слишком холодна с Микеле. Она говорит, что хочет погреться с ним вместе под плащом, как раньше. Но плащ скрывает уж совсем другие тайны Микеле сдергивает его, и с груды ящиков под ноги Жоржетте падает труп Луиджи. Кстати, падает он только в этой постановке, традиционная трактовка горизонтальная: Микеле швыряет жену на труп любовника. Все-таки не всякий оперный тенор способен на такие кульбиты…
В эту незамысловатую историю всего на час сценического времени вмещается столько эмоций, столько кипящих страстей, сколько встретишь не во всякой многоактной постановке. Здесь нет явных злодеев: путь каждого из героев это путь его страданий. Микеле, страдающего из-за потерянной любви Жоржетты и, несмотря на обманчивое внешнее спокойствие, буквально сходящего с ума от ревности. Жоржетты, которая так несчастлива в своей нынешней жизни, и вот он, призрак счастья но ему так и не суждено стать реальностью. Луиджи, который весь как комок нервов и концентрат страданий: изломанные линии рта, бровей, движения рук выдают бушующие внутри страсти, а от взглядов просто мурашки по спине… Эпизод буквально на несколько тактов танец Луиджи и Жоржетты как вся история их жизни, их страсти, которая вдруг разрастается, захлестывает, как океанская волна; кажется, еще секунда, и она снесет всё. И так весь спектакль, вплоть до трагической развязки, когда Микеле, по-настоящему страшный в своей жестокости, торжествующе возвышающийся на постаменте из ящиков над поверженным соперником.

Так уж сложилось, что эта опера Джакомо Пуччини редкий гость на сценах. Плащ опера небольшая, одноактная и является частью триптиха, в который входят также Джанни Скикки и Сестра Анджелика, сильно отличающиеся по настроению. Режиссеры больше всего жалуют комедийную Джанни Скикки, и, ознакомившись с Плащом можно понять, почему. Мало того, что Плащ настоящий оперный триллер с драматическим концом, это еще и очень тяжелая история; вся обстановка оперы, весь ее сюжет повествование о безысходности, жизнь героев тяжелая и не очень-то успешная борьба за выживание. В общем, то, что Пуччини при написании Плаща вдохновлялся пьесой Горького На дне, очень даже заметно.
Эту гнетущую атмосферу поддерживает музыка: в ней много речитативов, музыкально сложных и насыщенных диссонансами кусков. Это уже явно музыка XX века (премьера триптиха с Плащом состоялась в 1918 году), при том, что характерный мелодический почерк Пуччини органично вплетается в это сложное полотно, то текущее плавно, как воды реки, то превращающееся в напряженное крещендо. Эта музыка отражение раздрая во внутреннем мире героев, и даже расстроенная шарманка, звучащая во время танца главных героев, Луиджи и Жоржетты, вдруг будто окончательно идет вразнос…
Плащ наполняет большая компания колоритнейших второстепенных персонажей. Это грузчики Тинка и Тальпа, жена Тальпы Фругола, продавец песен, влюбленная парочка, целая стайка девиц легкого поведения. Странноватая добродушная Фругола (ее имя можно перевести как Старьевщица), кажется, создала в воображении параллельную реальность и спасается в ней только там она может верить, что у нее будет собственный домик, где она поселится с Тальпой и любимым котом. Этот образ блестяще нарисован меццо-сопрано Софьей Ефимовой. Тинка (тенор, Евгений Иванов) заливает все беды вином спьяну не так страшно смотреть вокруг себя и на свою собственную жизнь. Но это не выход для Луиджи в компании портовых оборванцев он выглядит как-то чуждо. Впрочем, как и Жоржетта: недаром у них обнаруживаются точки соприкосновения в воспоминаниях о прошлом в Бельвилле. Огромная пропасть между жизнью Луиджи и его устремлениями источник его сильнейших страданий; он очень хорошо понимает, в каком аду живет, и всеми силами жаждет вырваться с этого дна. Диссонирует с компанией на барже случайно забредший напоминающий студента продавец песен (тенор, Роман Акимов): он пришел со стопкой пластинок под мышкой, но здесь их некому продавать.

Музыковеды относят Плащ к направлению веризм может, по знаменитому восклицанию Станиславского Верю! Шутка, конечно, но этот термин точно соответствует постановке Конлючии: здесь известный тезис опера жанр условный оказывается совершенно неуместным. Здесь все чувства, все сильнейшие страсти, которые переживают герои, очень убедительны, убедительны и сами герои, которые выглядят действительно обитателями дна, а не как профессура на пикнике. Свою историю они рассказывают каждым движением, когда руки выдают сильнейшее волнение, когда едва блеснувшая улыбка вдруг оборачивается гримасой боли… Их голоса участвуют в этом повествовании в не меньшей степени, и об этом тоже можно говорить долго: как переполняется то желчью, то болью голос Луиджи, как льется живым потоком ласкающий голос Жоржетты, мечтающей о счастье, как почти срывается на крик отчаяния голос Микеле…
Участником визуальной части действия можно считать и небольшой симфонический оркестр, который размещается тут же, в глубине сцены. Дирижирует им Алексей Верещагин. Кстати, исполняется Плащ на языке оригинала, и благодаря игре вроде всё понятно и без перевода но можно подсматривать в русские субтитры на специальном табло.

Источник: 100 Дорог

  • Другие новости